среда, 26 мая 2021 г.

ВСЁ ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ, ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ....



Положительные, отрицательные эмоции и поисковая активность

Нужно учитывать психологические и физиологические особенности человеческой деятельности, связанной с поисковой активностью.

Считается, что «раны победителей заживают быстрее, чем у побежденных» и поэтому только отрицательные эмоции требуют поведенческой разрядки.

Однако, при всей кажущейся убедительности этой точки зрения, накоплено большое количество фактов, ей противоречащих. Прежде всего, это опыт массовых катастроф и трагических экстремальных ситуаций (войны, блокады, стихийные бедствия и др.). Врачей всегда поражали удивительные закономерности: во время войн, когда масштабы и сила отрицательных эмоций резко возрастают, а условия жизнедеятельности (работы, быта, питания) ухудшаются, многие психосоматические заболевания (например, язвенная болезнь 12-перстной кишки, гипертоническая болезнь, аллергия и т.п.) исчезают тем быстрее, чем активнее человек вовлекается в ратную или трудовую деятельность. Устойчивость организма к инфекционным заболеваниям повышается также при напряженной и ответственной деятельности.

Другая группа фактов, находящихся в противоречии с представлениями о безусловной пользе положительных эмоций, касается заболеваний, которые называют «заболеваниями достижений». Нередко, пока человек ведет ожесточенную и изнуряющую борьбу (за истину, во имя достижения любой сверхзадачи) он чувствует себя вполне здоровым. И, если после достижения успеха, он переключается на другую высокомотивированную деятельность, необязательно сопровождающуюся положительными эмоциями, «болезни достижения» не наступает.

Оценивая эти факты, В.С. Ротенберг и В.В.Аршавский [3] приходят к выводу, «что основным фактором, влияющим на течение патологии и определяющим характер психофизиологических, психосоматических отношений является не знак эмоций, а тип поведения», который определяется наличием или отсутствием поисковой активности – активности направленной на изменение самого субъекта, его отношения к данной ситуации при отсутствии определенного прогноза положительных, желательных ее результатов (т.е. при прагматической неопределенности).

Уникальная особенность потребности в поисковой активности заключается в ее принципиальной не «насыщаемости», как потребности в самом процессе постоянного изменения. И отказ от поиска, пассивно–оборонительное поведение, являются биологически вредными не только для индивида и для популяции в целом, а что еще важнее, для и для социального прогресса.

Потребность в поисковой активности может иногда реализовываться в социально неприемлемых формах. Нельзя исключить того, что распространенность и масштабность в некоторых странах с высоким уровнем жизни асоциальных форм поведения, вовлекающая также и выходцев из состоятельных семей, являются своеобразным, неправильно ориентированным способом преодоления фрустации. Потребность в поисковой активности, видимо, колеблется в течение жизни, но особенно велика в юношеском возрасте, в период бурного созревания физических и духовных возможностей личности. И если она не находит выхода в формах деятельности, направленных на решение жизненно важных, позитивно ориентированных личных и социальных проблем (как это имеет место в обществах и семьях с высоким уровнем материальной и духовной культуры), а правильное воспитание не ориентируют поиск в сторону прогрессивного творчества, то она может привести (и приводит) к грубым нарушениям психо-физиологических и социальных норм» [4, с. 380-381]..

Поэтому для решения этой задачи необходима новая организация поисковой активности, а, следовательно, в первую очередь, радикально новая система (технология, структура, принципы) работы с авторами и инновациями, методами и механизмами управления такой духовно-инновационной системой. Необходимость в которой вызвана тоже радикально изменившимися (с тех пор, как сформировалась и царствует в умах, душах и социуме современная система – технология, структура и управление) уровнями образованности и информированности, количеством получивших среднее, специальное, высшее и научное образование, степенью разрушения основ нравственности и острейшей необходимостью организации важнейших сфер поисковой активности - массовой, преобразующей, духовно-нравственной, инновационной деятельностью.

Следует учитывать также радикально возросшую объективную потребность на всех уровнях и все более часто (неожиданно), в творческих и инновационных решениях, а также «… настоятельную потребность разнообразить свою деятельность и искать случай применить к делу все свои способности. Человечество приходит к сознанию, что обществу вовсе невыгодно не только лишать работы, но и приковывать человека на всю жизнь к одной данной точке в руднике или мастерской, лишая его такого труда, который мог бы привести его к свободному общению с природой и сделать его сознательной частью великого целого – участником созидания жизнеустройства, наслаждения наукой (исследований и созидания), искусством, свободным трудом и творчеством (в том числе и активной нравственной деятельностью, добродеятельностью).

Вполне очевиден и сложившийся характер возможностей, интересов, в том числе и творческо–инновационных, которыми располагает многомиллионная «армия» пенсионеров, частично или в основном занимавшихся интеллектуальным трудом (ИТР, педагоги, военные, ученые, инженеры, работники гуманитарной и художественной сфер и т.д.).

Следовательно, речь должна идти о такой инновационной системе, которая позволила бы существенно лучше сохранять и реализовывать накопленный в течение жизни творческий и инновационный потенциал (личный, семейный и социальный), за освоение и реализацию которого молодежью отвечает, в первую очередь, старшее поколение. И особенно ощутимо возрастает ответственность старшего поколения за трансляцию высших, лучших человеческих возможностей и качеств (творческих, инновационных, духовных, нравственных-человечных) в семье, в мировоззрение, интересы . мечты детей и внуков.

Тем более, если смотреть на Историю глазами не современного потребителя, что не только не интересно, но и обедняет, выхолащивает душу, семью, жизнь, Превращая богатейшую, универсальную натуру человека, из гармоничного, всесторонне развитого, сверкающего разносторонними гранями своего таланта, в скучное, духовно дурно пахнущее существо, а то и в нелюдя. Причем, чем более образованного, умного, инициативного, талантливого – тем более опасного нелюдя, трикстера. Опасней любой бомбы, любого дурака. Даже дурака с инициативой! (т.к. не ясно: когда, где, с какой начинкой поражающие вещества, дальность действия и площадь поражения, на что и как подействует!?)

А если смотреть на Историю глазами Созидателя, но не фанатика, т.к. действительная Культура, Созидание, невозможны на основе культа, пазловыми кусочками, а не связанным видения мира (как в сказке о слепых мудрецах и слоне, где каждый ощущал только одно – мощные ноги, хобот, бивни, но не в целом). Оно возможно только на основе целостного (как обозначали такой подход в Греции), голографичного, системно полного видения мира, усилиями которого, только и возможно Созидание.

Так оно и началось во времена Греческой культуры, на основе поиска целостного видения Космоса и поиска Гармонии, Красоты, справедливости, действительных героев. Создав на этой основе демократию, высочайшую культуру Афин, непобедимую Спарту и ГРЕЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ в целом

Это был первый взлет Человечества. Который не смогли понять, поверить и продолжить многие поколения человечества. Их эстафету подхватила, правда, многое потеряв, православие. А на его плечах и на лучших достижениях Возрождения – продолжила и начала развивать – русско-советская культура. Поразив мир многими, кажущимися сейчас фантастическими, достижения, которые показал Д.Андреев («Роза мира»). И эти достижения, полученные отрядом самоотверженных людей (Но не фанатично верующих! – это религия, а точно, но еще недостаточно полно знающих, что и для кого надо делать, создали условия, которые позволили, решающим образом помогли вырастить действительно достойных людей, действительно счастливых. Плоды их - достались миллионам (способных быть Человеками и подняться, даже обладающим меньшими социальными талантами), а с учетом Великой победы над ударным отрядом сил зла – фашизмом и разрушения колониализма – миллиардам.

Но мы не успели понять и освоить систему обеспечения (организационного, экономического и нравственного) массовых сил Добра, которые выросли в Союзе – высоко и почти всесторонне подготовленных, социально и саморазвитых - обладающих на этой основе самыми разными талантами и творческими результатами, далеко превосходящих мировые.


ДЖЕЛАЛИ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ



Комментариев нет:

Отправить комментарий