среда, 7 июля 2021 г.

Феномен инновационной культуры



В статье рассматривается сущность инновации и ее роль в модернизации общества. Авторы статьи рассматривают сущность инновационной культуры. Авторы раскрывают ее роль в условиях модернизации общества. В статье дается характеристика инновационной культуры. Раскрывается значение роли инновационной культуры. Авторы рассматривают сущность и некоторые характеристики инновационных качеств человека. Обращается внимание на влияние инновационной культуры на позицию и деятельность человека. Авторы обращают внимание на влияние инновационной культуры на модификацию образования. В статье раскрываются основные функции инновационной культуры.

Ключевые слова: инновация, инновационная культура, инновационный человек, инновационные качества, образование и инновация, функции инновационной культуры.

*   *   *

Инновации являются важным индексом трансформаций, изменений в культуре. Одним из важных факторов изменений происходящих в культуре являлись инновации, которые представляли собой нововведения в культурных механизмах регуляции, организации, упорядочивании культурного поведения и культурной деятельности в обществе. Так, в «Толковом словаре» В. Даль отмечает, что слово «новшество» имеет культурный смысл. Оно означает: «введение новизны, новых обычаев, порядков»; при этом добавлено бытовавшее выражение: «не всякое нововведенье полезно». Рассмотрение инновации как культурного феномена, как изменения и трансформации в культурной деятельности человека, позволяет выявить культурные механизмы, направленные на изменение менталитета, этнической картины мира, места и позиции человека в системе культурного поведения. Этот подход позволяет изучить качественные изменения в системе ценностей, поведения, коммуникаций, оказывающих влияние в целом на трансформации в обществе, играют важную роль в цивилизационном развитии, в том числе и в сфере экономики. Культурные ииновации становятся мощным механизмом, который оказывает влияние на изменение модели успешности человека, как в личностном, так и социальном измерении.

Проблема инновационной культуры в целом мало изучена. В большей мере ученые акцентирует внимание на исследовании сущности инновации, достаточно много работ посвящено анализу экономических, социальных, технических оснований инновации. Многие зарубежные и российские ученые считают, что само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов (прежде всего немецких) ещё в середине XIX века и означало введение (инфильтрацию) некоторых элементов одной культуры в другую. При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации производства и жизнедеятельности в традиционные (архаичные) азиатские и африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности технических инноваций (нововведений). Позднее (в 60-70-х годах) начинает складываться специальная междисциплинарная область научного знания - инноватика. Специалисты по инноватике используют накопленные данные самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологии и т.д. Одной из наиболее разработанных современных прикладных научных дисциплин является инновационный менеджмент, понимаемый как совокупность знаний и система действий, направленных на достижение конкурентоспособности создаваемых новшеств [1,2].

Проблеме изучения инновационной культуры посвящены ряд работ российских и зарубежных ученых. При этом просматривается большой разброс в подходах, в концептуализации инновационной культуры. Если одна группа ученых обращает внимание на формировании новаторских идей как один из первых проявлений изменений в культурном объекте, то другая группа ученых констатирует связь и обмен ценного и неценного, как проявление новации в форме отрицания ценного, как форму отказа от традиционного в сфере неценного. В работах Д. Гвишиани, В. Громека, Ж. Кузьминой, Г. Котельниковой отмечается, что инновационная культура представляет собой «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового, иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [1,3].

В этом плане одним из важных составляющих в формировании инновационной культуры является стремление к новому как ценностная ориентация высококвалифицированных специалистов и работников.

Как известно, ведущим направлением развития для всех стран ХХ1 века является планомерный переход развития к человекоцентричной парадигме (или модели) социально-экономического развития. Соответственно национальные приоритеты Республики Казахстан сконцентрированы на сохранении и повышении качественных характеристик населения страны – его профессионализма, здоровья, культуры, нравственности и т.д. Обозначенная парадигма отвечает за освещение синергетических взаимосвязей экономического воспроизводства с такими другими немаловажными составляющими как – духовными, культурными, нравственными гражданскими составляющими процесса и результатами общественного развития. Активное приобщение человека к происходящим в обществе инновационным процессам, поддержка и приобщение к возможным видам инноваций осуществляется благодаря инновационной культуре общества, оказывающей так же влияние на его духовное совершенствование.

Многие исследователи в рамках социальной философии и культурологии рассматривают инновационную культуру как область общекультурного процесса, особый вид культуры общества, свойство или элемент культуры, необходимое условие культурного прогресса. Несмотря на различные подходы к определению феномена инновационной культуры, все исследователи рассматривают ее как основу инновационного развития общества. По мнению авторов монографии «Философия творчества», инновационная культура представляет собой «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового, иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [3].

Появление «инновационной экономики - экономики общества, основанной на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их к практической реализации в различных сферах человеческой деятельности, связано с появлением качественно нового инновационного типа развития (ИТР), базирующегося на «экономике знаний» и высоких технологиях, который определяется особым внутренним динамизмом, повышенной способностью адаптироваться к быстро изменяющимся условиям [4]. Объем информации, которым владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний, не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают обучающиеся в рамках инновационных образовательных программ. В соответствии с Законом «Об инновационной деятельности» (2002г) основной целью Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовки условий для перехода в долгосрочной перспективе к сервисно-технологической экономике. Включенность в мировые научно-технические и инновационные процессы предполагает стимулирование наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; переход к мировым стандартам качества; создание предпринимательского климата; диверсификацию экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; реализацию «прорывных» проектов в не сырьевых секторах экономики международного значения, развитие индустрий, производства товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах на мировом рынке [3,4].

Цель управления инновационной деятельностью состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи, управлять ими в масштабах, прежде всего предприятия и выводить полученные результаты на рынок. В основе управления инновациями лежит сбалансированное сотрудничество новаторов и тех, кто отвечает за направление деятельности организации, ее стабильность [5,6].

Человеческий фактор в инновационной экономике играет большую роль, чем в традиционной экономике. Здесь крайне остро стоит вопрос о подготовке квалифицированных кадров для производства. Переход к инновационному развитию требует соответствующей кадровой «подпитки» из-за нехватки инженеров, техников, квалифицированных рабочих, знания и навыки которых отвечали бы современному уровню технологического развития. Существовавшая в советское время система подготовки квалифицированных кадров для промышленности развалилась, а создание новой, способной заменить ее, затягивается. К тому же сильно упал престиж инженерных, технических и рабочих специальностей. Здесь нужны работники с поисковым менталитетом, творческой интуицией, ясным видением того, к чему должна привести та или иная новая технология. Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без создания национальной инновационной системы, ориентирующей на массовое освоение инноваций [6,7]. Необходима творческая и инициативная деятельность работников, их способность, в том числе строить собственную цель, карьеру и через это обеспечивать предприятию процветание. Именно поэтому сейчас на первый план выходят задачи развития инновационной системы образования, опирающейся на развитие критического и творческого мышления, как потенциальные свойства и ресурсы инновационного прорыва.

Сегодня главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного развития населения, принимающий форму человеческого капитала и обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности. Именно на основе качественного накопления человеческого капитала возможно поступательное развитие той или иной страны. Индустриальное развитие любой страны, в том числе и Казахстана, требует колоссальных ресурсов в качественную подготовку и развитие собственного человеческого капитала. Задача развития человеческого потенциала сегодня формулируется как ключевая государственная задача модернизации целого ряда современных социальных секторов - образования, культуры, здравоохранения, науки, которые рассматриваются, в первую очередь, как сектора капитализации человеческого потенциала Казахстана. Придавая стратегически решающее значение инновационной культуре, важно определить комплексный подход к проблемам развития инновационного потенциала личности, преодоления инновационного застоя в обществе. В первую очередь, развитие инновационной культуры общества обеспечивается, пониманием ее членами сути происходящих процессов и своей роли в этих процессах. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является ее творцом [3].

Как мы видим, как само общество, так и культура постоянно изменяются, и сама активность, изменчивость, формирование творческих начинаний в разных культурных сообществах может протекать различно. В традиционных системах изменение и рост творческой активности происходит достаточно медленно, в то время как в индустриально развитых обществах смена ценного и неценного, старого и нового может происходить достаточно активно и быстро. При этом готовность сознания человека, активность в деятельности и поведении во многом определяется способностью воспринимать изменения, а стремление к прогрессивному и новому воспринимаются как приоритет в жизни человека.

В таком случае, в инновационной культуре важным компонентом является ценностная ориентация человека на восприятие нового, готовность с ним работать и овладевать новыми технологиями, творческая игра с новыми возможностями. Впоследствии она закрепляется в мотивах, знаниях и навыках, а также в образцах и нормах поведения по отношению к инновациям [8].

Инновационная культура человека - это область его духовной жизни, отражающая его ценностные ориентации, закрепленные в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни [8].

Высокий уровень инновационной культуры объективно оказывает влияние на нововведения, а также на решения наиболее актуальных задач общества, позволяет преодолеть различного рода социокультурной стагнации, обеспечения новых условий для преодоления безработицы, экологического и особенно нравственного кризиса, изменения институтов демократии, наконец, для обеспечения устойчивого и прогрессивного развития [9, 10].

Инновационная культура предполагает тесную взаимосвязь с такими формами как - правовая, корпоративной, организаторской культурой, наконец, с менеджментом. Инновационная культура оказывает влияние на всю культуру профессиональной деятельности и социокультурное поведение людей [9, 10]. Инновационная культура оказывает влияние на изменение места и роли личности, на изменение его поведения и сознания.

Новая парадигма должна привести к становлению нравственной, активной, предприимчивой личности, обладающей собственным достоинством, прочными убеждениями, знанием своих прав и умением защитить их, уважением к законам и стремящейся их соблюдать. Такая личность характеризуется осознанием своих способностей, основанных на них возможностей, умеющей самостоятельно убедительно и доказательно обосновать свое решение и активно, настойчиво реализовать его, используя все законные возможности правового демократического государства.

Быть «инновационным человеком» – означает готовность каждого гражданина к значимым и креативным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, быть активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом [2,6,7].

Ключевыми характеристиками инновационного человека являются:

- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;

- широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке [2,6].

Наращивание таких компетенций – длительный и сложный процесс, включающий в себя необходимость адаптации для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом. Оно включает в себя формирование «климата» в обществе, обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования.

Поэтому основной задачей инновационной культуры является отказ от традиционных ответов, инициирование поиска новых ответов на вызовы новых изменений, произошедших в инновационном окружении. Этот поиск предстает как поиск равновесия между старым (прошлым, «классикой»), современным (настоящим, «модерном») и новым («будущим»). Этот процесс протекает спонтанно в контексте многомерного пространства в заданных конкретно-исторических параметрах. На него оказывает влияние комплекс различных социально-культурных факторов, и при этом изменения могут происходить неравномерно и разнонаправленно.

В таком случае, инновация сама предстает как некая культурная девиация, которая может провоцировать отказ от старого, традиционного, одновременно активизируя новое, при этом ценное превращается в неценное, а неценное выставляет себя как ценное [2,5,6]. Инновационная культура предстает как устойчивая система норм, правил, способов проведения новаций в различных аспектах социокультурной жизни. Инновационная культура играет роль социокультурного механизма, который регулирует поведение людей в формате инновации. Она может выступать в качестве транслятора наиболее востребованных типов культурного поведения людей, осуществляет селекцию ангажированных инновационных моделей поведения. Она выполняет собственно инновационную функцию, целью которой является раскрытие креативных возможностей нового социокультурного механизма. Наконец, инновационная культура оказывает влияние на выработку новых типов инновационного поведения, детерминируемых инновационной деятельностью. Таким образом, инновационная культура как социальный феномен - это готовность и способ­ность общества к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, образовании, производстве, законодательстве, поведении, коммуникациях, в ценностной ориентации человека [10].

*   *   *

Литература:

1. Гвишиани Д.М. Теоретические аспекты исследований инновационного процесса и формирование инновационной политики / Д.М. Гвишиани, В.И. Громека // Инновационная политика развитых капиталистических государств. М.: - 1990.

2. Федотова В.Г. Социальные инновации: макро - и микротенденции // Вопросы философии. – 2010. – № 10.

3. Философия творчества. М. Философское общество (под общей ред. А.Н. Лошилина, Н.П.Французовой). М. - 2002.

4. Инновационная модернизация России. Политологические очерки. М., Институт социологии РАН, 2011 - 253 с., С. 11.

5. Запесоцкий А.С.Возможна ли модернизация России в условиях кризиса социально-культурной сферы // Экономические стратегии. 2012. - № 1.

6. Санто Б. Сила инновационного саморазвития. // Инновации. 2004. № 2., с. 109.

7. Мутанов Г. Инновационный менеджмент. Алматы.: Қазақ университеті.- 2014.

8. Кузьмина Ж.Ю. Инновационная культура как необходимая составляющая гармоничного развития современного общества //ДонНУЭТ им. Туган-Барановского. http://www.rusnauca.com|15_NPN...|46696.doc.htm.

9. Джелали В.И., Кулиниченко В.И. Инновационная культура – основа, двигатель и определитель направления и качества развития социума и личности // Винахідник і раціоналізатор. – 2002. - № 4. – с.5-11.

10. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Вопросы культурологии. – 2006. - № 3. – с. 86-90.

Сведение об авторах:

Исмагамбетова Зухра Нурлановна – доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения и культурологии факультета философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби. E-mail: zuchra-50@mail.ru

Карабаева Алия Гайратовна,– доктор философских наук, профессор кафедры философии факультета философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби: E-mail: alia.karabaeva@yandex.kz


Сарсенбаева З.Н. - – доктор философских наук, E-mail: zaure@mail.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий