суббота, 20 марта 2021 г.

О НУЖНОМ, ВАЖНОМ, НЕОБХОДИМОМ...


ОБ ИННОВАЦИИ 
с позиций системной полноты, активной мудрости рассвета, ласточки, Прометея. А не совы - мудрости последействия Эпиметея – «умности» задним умом 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ, ПОНИМАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДГОТОВКЕ
(Исходные маяки – установочные соображения – базовые формулы) 

◙ Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали. Д. Кук 

◙ …движение нашей души выражает сам прогресс эволюции и служит его мерилом... П. Тейяр де Шарден 

◙ Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности. 
И. Пригожин. 

◙ Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный. Иисус 

◙ ТРУД - Целесообразная деятельность человека, направленная на создание, с помощью орудий производства, материальных и духовных ценностей. 

(Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова) 

◙ Владеющий инновацией – владеет будущим! Каковы инновации – таково и будущее! В. Джелали 

◙ Действительно, следует закладывать в планы основные слагаемые намерений, суждений и решений, принятых в Будапеште, глобальную ролевую функцию ЮНЕСКО: 

– "...необходимости максимально быстрого и глобального использования многих творческих результатов; 

– ...низкой, совершенно неадекватной цене интеллектуальных результатов и невозможности их эффективной реализации из-за современного кризисного состояния мира (основная часть обеспечиваемых наукой благ распределяется неравномерно). Научные знания превратились в ключевой фактор производства материальных ценностей, а их распределение стало еще более несправедливым. Бедные (будь-то люди или страны) отличаются от богатых не только тем, что у них меньше собственности, но и тем, что они в значительной степени отторгнуты от выработки и плодотворного использования научных знаний"; 

◙ –  
 "...необходимости развития инфраструктур и содействия укреплению технологического и новаторского потенциала, создания надлежащих социальных механизмов основанных на участии населения; 

 ... расширении использования творчества людей, без какой бы то ни было дискриминации стран, групп и отдельных лиц. Сотрудничество между развитыми и развивающимися странами должно осуществляться в соответствии с принципами справедливости и взаимной пользы"; 

–  ...необходимости обеспечения всестороннего участия неблагополучных групп во всех видах научно-исследовательских мероприятий, в том числе в разработке политики" 

◙ Одновременно следует создавать институциональные и информационные возможности для духовного раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых идей, имея в виду, что современная цивилизация становится все более чуткой к флуктуациям в социальной в социальной, экономической и экологической сферах. Киев – Межд.симпозиум, 2002 

◙ «...но "позитивно и критически мыслящие" умы могут возразить, что новое поколение, менее простодушное, чем старое, больше не верит в будущее мира и его усовершенствование. Но подумали ли те, кто пишет или повторяет подобные вещи, что если бы они были, то всякое духовное развитие на Земле потенциально приостановилось бы? Они, конечно, полагают, что лишенная света, надежды, притягательности, неисчерпаемого будущего, жизнь спокойно продолжала бы свой цикл. Ошибка! ...Даже при обилии материальной энергии... без вкуса к жизни (выделено - Т.де Ш.) человечество вскоре перестало бы создавать и творить для дела, которое оно заранее считало бы обреченным. И пораженное в самом источнике поддерживающего его порыва, ... оно рассыпалось бы в прах"; 

Не вмешиваться в действие мира!.. Всегда мираж инстинкта и мнимой непогрешимости природы. Но не сам ли мир, пришедший к мысли, ожидает, что мы переосмыслим инстинктивные действия природы, чтобы усовершенствовать их? Мыслящей субстанции – разумную организацию. Если у человечества есть будущее, то оно может быть представлено лишь в виде гармонического примирения свободы с планированием и объединением в целостность" Т.де Шарден 

◙ «В частности, речь должна идти, как о простейших идеях (тем более, что по эффекту, они способны, как показывает история, стать стратегически важными – простое, в инновационном деле, зачастую, совсем не просто!) так и о многокомплексных, глобальных, стратегически важных идеях (в том числе и об идеях, обеспечивающих нравственное и созидательное развитие страны, каждого гражданина, мира), в которых все мы, и наша страна, и весь мир очень нуждаемся.
Особенно, если учесть мысль академика Н. Моисеева — психика большинства сформировалась еще в предледниковую эпоху, а такая психическая конструкция плохо соответствует требованиям современной жизни. 

Очень верно заметил к.т.н., публицист, писатель М. Aнmoнoв (Антонов М. На Переломе. Размышления о нравственном смысле развития экономики и экономической науки// «Москва».- №3 – М.: 1988. – С. 3-26.) — даже, если предприятие производит продукцию, нужную обществу, все-таки далеко не всегда ясно, как из повсе­дневной работы по выполнению производственных заданий, про­изойдет становление более гуманного человека и общества. Любое предприятие четко знает задание по выпускаемой продукции, про­изводительности труда, прибыли, но не по улучшению среды, не по укреплению здоровья, семьи и, тем более, не по воспитанию человеческого благородства, бескорыстия, сотрудничества. Сейчас мы воспитываем, практически только соперничество, конкурен­цию, формируя такой тип отношений не только в процессе произ­водства, но и «благодаря» засилью спорта и «спортивных отно­шений». 

Трудовые коллективы заняты «голой» экономикой, производ­ством, а решение политических, экологических, духовно-нравст­венных и социальных задач отдано в ведение государства, обще­ственных организаций или «неформалов». Люди, хорошо знающие друг друга, оказываются неспособными действовать сообща, ре­шая задачи такого рода, порой имеющие весьма не простые, требующие специальных методов оценки и развития-реализации, использования возможностей предлагаемого решения, но очень важные, необходимые для совершенствования собственных производственных отношений, определяющих качест­во и их жизни, и результатов их труда. Необходимы налаженный механизм и культура сбора предложений и идей по развитию такой деятель­ности, которые способствует воспитанию и развитию важнейших человеческих качеств, слабо стимулируемых и практически совсем не обеспеченных, в повседневной трудовой и бытовой жизни, Т.е. нужны общественно-доверитель­ная их оценка и всемерные совместные усилия по реализации при­нятых к исполнению инициатив (т.е. механизм САНИ), эконо­мически не всегда эффективных (в начале или в принципе), но крайне нужных. 

Таким образом, предлагается Система и Культура сохранения и активизации новых идей, механизма и деятельности, связанных-обеспечивающих работу с инициатив­но-инновационной информацией и ее носителями, которая дает способ социально-личностного раз­решении специфических социальных противоречий между плановостью и инициативой, между общественным, частным владением ре­сурсами страны и личной инициативой, инициативой любого и каждого человека, развитием и реализацией функций нормального человека (а не пассивного наблюдателя, исполнительного раба или слуги) - хозяина и предприятия, города, и региона, и страны, и всей планеты» Калитич Г.И., Джелали В.И., Андрощук Г.А. Идеи должны работать. Как использовать творчество каждого.—1990.- 64с. 

◙ Писатель А. Крон, по поводу судь­бы лучшего подводника второй мировой войны Героя Советского Союза А. Маринеску: «Исторический парадокс: преступление за­частую взвешивается гораздо тщательнее, чем подвиг. Судьба преступника, как правило, решается судом, судьба героя — адми­нистративным усмотрением. Научные методы гораздо чаще при­меняются при расследовании преступления, чем при анализе ге­роического деяния... В наше время суд, прежде чем вынести при­говор, редко обходится без... экспертизы. Попытка прибегнуть к специальной экспертизе для дополнительной характеристики ге­роя непривычна и может показаться причудой...» 

◙ Чем существенней получен­ный автором результат для разви­тия данной научной отрасли, тем вернее рукопись будет отклонена, как бесполезная (неверная, неак­туальная и т.д. - Дж.) и, следова­тельно, неинтересная, если он придерживается иной, чем суще­ствующая, точки зрения на перс­пективы развития Е.З.Мирская 

◙ Из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, введение новых идей является самой важной Дж. Дж. Томпсон 

◙ ...даже выдающиеся умы нужда­ются в механизме сбора, оформ­ления, продвижения и распреде­ления плодов своей деятельности. Только организация способна при­дать процессу последовательность и непрерывность. Т. Стюарт 

◙ Нам необходима очистка мышления в своеобразной мастерской, где можно получать, собирать, сортировать, суммировать, усваивать, разъяснять и сравнивать знания и идеи. Г.Уэллс 

◙ Полное и свободное развитие каждого индивидуума — условие свободного развития всех. К. Маркс 


 I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Цветик семицветик – это цветок из семи лепестков. Каждый лепесток связан с одной из семи стихий; вода, огонь, воздух и земля; добро, истина , действие. Вместе, все лепестки цветка – это один цветок с огромным магическим потенциалом. Но раздельно, они будут мало бесполезными. Или вредными. 

Из лада изыми хотя бы звук, И ты ни с чем останешься, как только 
Из радуги хотя бы цвет единый, Набор рассыплешь дивных звуков, красок. 
Ф. Шиллер 

Это, пожалуй, первая попытка популярного изложения такого простого и очень сложного, многоярусного и многоликого понятия слова-явления - «ИННОВАЦИЯ». А значение его для каждого лично и для всех нас вместе, необъятно велико. Сейчас, вероятнее всего, нет ничего более важного - для всех нас (личности, организации, государства-нации, всей нашей Цивилизации и каждой из ее составляющих, отдельно взятых. Конечно, кроме возможности и способности к выживанию. Но ведь они тоже в огромной степени зависят от того куда, как идти, какими средствами при этом пользоваться, есть ли эти средства в наличии. Причем - Несущими процветание - человеку, обществу, Природе. Или их угнетение, уничтожение. Не исключено - и абсолютного уничтожения - всего живого. 

Еще более сложно смотрится обновление (инновация), если его соединить с тем, от кого оно исходит, с генератом идеи – с автором, образуя некую элементарную инновационную частицу – авиду (автор + идея). Не говоря о феномене инноватора – личности, так или иначе участвующей (в том числе и влияющей), в появлении и развитии авиды. 

Но попробуем показать смысл этого понятия - именно в первом приближении. Не уходя от сути, но и не углубляясь при этом в те важнейшие его составляющие, которые дают возможность, делают определение этого явления-понятия конструктивным, способным помочь наилучшим образом видеть, организовать и вести инновационный процесс и инновационную деятельность, а с ними и обновления, действительно нужного всему живому. Наверное, можно, в первом, высшем приближении, определить - что такое Хорошо: нравственно то, что способствует сохранению и развитию Жизни (на всех уровнях и во всех, нужных для этого, возможностях). Причем цели-задачи и сам процесс развития должны идти на основе Любви, активного(!) Добра, поиска Истины, основанного на культуре добра, блага для всех. Но совершенно обязательно - в их постоянной, неразрывной (в идеале – гармоничной) связи. Причем, как на уровне личности, так и социальных уровнях. 

Так вот - в первом приближении, это слово означает некоторое состояние полученного нового результата от его первичного вида, в том числе и в качестве только предложения, идеи, видения, фантазии исследовательского, созидательного, художественного, физиологического планов, преобразовательных видов деятельности до окончания, исчерпания возможностей его развития с учетом происходящих изменений его сущности, формы, связей с окружающим миром (сегодняшним, завтрашним, вчерашним) ее В том числе и случайно обнаруженного, увиденного, познанного – чувственно, мысленно, воспринятого во сне,), которое он имеет в ходе своего развитие. Т.е. от момента своего замысла-рождения («Эврика!») до окончания творческого и прикладного развития. Причем формы, содержание ее – инновации, могут быть совершенно, непредсказуемо разные. От простейших - это может быть одно слово или буква, даже запятая до суперсложных, включающих высшие достижения - лучшие результаты самых разных наук (исследовательских и созидательных) и людей-организаций или простейшее решение для решения стратегических задач, до вовремя данного сигнала о возможной катастрофе, грозящей системе или конкретному человеку. Что особенно ощутимо, если человек особенно дорог социально или личностно 

План ее такой: 

0. Предварилка – хоть чуть-чуть – что это такое?. В первом приближении … 

1. Важность – абсолютная необходимость, обязательность освоения инновационности (инновационной грамотности и умения, хотя бы на своем уровне) всеми и каждым. Что происходит в мире (личностном, социальном). 

2. Что такое инновация, инновационная информация (инновационный цикл, инновационная деятельность, инновационное развитие?). Отличие идеи от инновации, инновационного развития от научно-технического, творческого процесса и инновационного. Личностное, коллективное и социальное инновационное развитие, деятельность. 

3. Необходимость (абсолютная обязательность) совместного нравственного и инновационного развития (личностного, массового, институционального и социального) 

4. Основы инновационной системы САНИ. Виды идей, инноваций. Особенности инновационной системы, деятельности: целей, основ, технологии, организации, управления, духа. Основы инновационной культуры. 

5. Праздник Прометея – Итог и Начало инновационно-творческо-нравственной-экономической деятельности. Личностно-коллективной и институционально-социальной. 

Джелали В.И. - 11.11.16; + 27.12.16 

0) Предварилка – II (!) Иначе - о чем у нас идет речь?! Совсем не понятно или, что того хуже - и очень часто – неверное представление. Это показывают и материалы, как СМИ, так и многочисленной научной литературы, и прямой контакт с аудиторией школ, ВУЗов, с руководящими кадрами, различными учеными, специалистами, предпринимателями. 

В первом приближении. Само слово ИННОВАЦИЯ берет свое начало (и надо брать) от латинского ИННОВАЦИЯ /лат. - innovatio/ - обновление. Т.е., коротко говоря, это нечто, некий результат, возникающий по ходу процесса обновления. Заметим сразу – любого обновления. Тем более, что реальное значение обновления (инновации) проявляется далеко не всегда сразу и в полном объеме, но и не только в конце его пути. А путь от начала обновления, зачастую обозначаемый словом «ИДЕЯ! – «Эврика»» (по Архимеду, великому греческому ученому и изобретателю), далеко не простой и для автора, и для идеи, и для человеческого общества на всех его уровнях (от семьи, круга друзей и близки, до общемировых структур). И всех этапах развития связки автор-идея-социум 

Вступление (Предисловие) 

В последние годы, порой к месту, а чаще - нет, звучит слово «инновация». У многих даже создается впечатление, что его забалтывают!… Такое происходит от частого и бестолкового, точнее неграмотного, употребления даже важных слов-понятий («Слова у нас, до самого важного, в привычку входят, ветшают как платье»). Но дело в том, что слово это, на самом деле, чрезвычайно важное, дающее выход из создавшегося катастрофического положения (или при неграмотном, не обеспеченном нравственно, а тем более, реализуемое на основе нравственной антикультуры – быстро и многофакторно усугубляющее ситуацию на всех уровнях жизни) и требует, поэтому, уважительного, сознательного, активного и умелого подхода. И даже более того – на высоком и активном нравственном уровне, как личности, каждого человека, так и социальных структур всех уровней и масштабов. Именно Инновация (в широком смысле этого слова) определяет во всем наше будущее. Все ведь начинается с идеи! Но как мы начали понимать, - вернее, надо сказать – с инновации! Т.к. не развитая, не доведенная до рабочего, а затем работающего состояния, идея работать не может. Идея - всего лишь предпосылка, реализуемая последующей инновационной деятельностью. Разнообразные состояния которой, в ходе такого развития, и называются инновацией. И от того, что, какие идеи, будут рождаться, а затем какие именно будут развиваться и реализовываться, работать, зависит и наше будущее, его лицо и качество, сформированное именно этими-такими! инновациями. А, следовательно, обязательно нашим отношением, деятельностью – идеями, поддержанными, так и/или иначе обеспеченными, или равнодушно-активно не принятыми. И надо, чтобы оно, это будущее, было достойным, соответствовало мечте, взглядам, наработкам лучших людей планеты, объективным требованиям к социально-личностному развитию. Следовательно, Демократичным, причем не только по отношению к узкому кругу (в национальном или/и элитном) или даже ко всем гражданам своей страны, но и ко всем землянам (т.е. тоже в системно полном, а не узком, смысле этого слова). А, следовательно, и обязательно создавать социальные условия не только для формирования и развития каждого, но, чтобы он имел равные возможности (для каждого), в соответствии с его талантами и достижениями-результатами (как уже увиденными и верно оцененными, так и еще только открываемыми, порой и срочными, без которых сейчас невозможно обойтись, требующими разнообразного обеспечения), в развитии-реализации этих результатов. С тем, чтобы достойные авторы-инноваторы и их результаты, тоже на демократических принципах, т.е., опять-таки, в интересах всех и каждого, получали возможность достойной реализации сделанного. А не в соответствии с интересами денежного мешка (золотого тельца), военной силы и заангажированных СМИ, бегущих и расталкивающих, а то и убивающих-нещадно эксплуатирующих, в погоне за максимальной прибылью. И все чаще за счет Пользы (но в интересах Выгоды) для людей и природы, но в соответствии с законом Т.Дж.Даннинга.¹ Без такого подхода в XXI в. невозможно действительное развитие. Это, в частности, хорошо показал и известный американский философ, социолог и футуролог Э.Тоффлер [1]: «Однако системы…., основанные на элитистских предпосылках, просто больше не являются эффективными. В стремлении установить контроль над силами перемен они становятся все менее продуктивными. Ведь при сверхиндустриализме демократия становится не политической роскошью, а первейшей необходимостью»². Элита, тем более ускоренно разлагающаяся и, таким образом, 

¹ — Современник К.Маркса – английский профсоюзный деятель Т.Дж.Даннинг характеризовал страшное нутро этой погони так: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но когда имеется достаточная прибыль, капитал смелеет. При 10 процентах прибыли капитал согласен на любое применение, при 20 процентах он оживляется, при 50 процентах явно готов сломать себе шею, при 100 процентах оскверняет все человеческие з аконы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое не рискнул бы капиталист, даже под страхом виселиц» (Daunning T.J.Trades’Unions Strikes. London,1860, pp.35,36. 

² — Древние греки заметили ключевую особенность поиска мудрого решения: «…подобие …. отношения многих к единой мудрости представляют народные собрания и всякие совещании, на которых все присутствующие всегда имеют в виду лишь одно – прийти к одному мудрому решению: тут каждый в отдельности как-будто не способен мудрствовать, а, собравшись вместе и соединившись в рассуждении об одном и том же, все порождают, или точнее, находят одну для всех мудрость, т.е. одно всем являющееся, как самое мудрое решение» [2], Плотин - величайший синтез всей древней философии (А.Ф. Лосев) 

превращающаяся в свою противоположность, не способна и не хочет, отрицает действительный, объективно, т.е. природой (богом, по мнению части населения), требуемый курс и цели развития. Но даже, если бы элита была бы действительной элитой -честной, всесторонне образованной, наделенной множеством актуально требуемых личностных и социальных талантов и возможностей, в современных условиях, характеризующихся огромной, многофакторной сложностью, где в одном узле-котле «варятся» физические, химические, социальные, личностные, здравосозидательные (или, сейчас чаще, разрушительные), экономические, нравственные и иные составляющие-процессы, описываемые качественно разными законами движения, рождая соответствующие многогранные проблемы-решения, формируя многоэтажный лабиринт -, она не смогла бы самостоятельно решать возникающие проблемы, а тем более выйти из современной ситуации. Из нее можно выйти, только, включая в поиск, подготовку решения и реализацию его, все слои населения, в том числе и владеющих законами-возможностями специальных форм движения, социальных систем включая и личностное, как базовое и целезадающее) и социальное движение в целом. (Тем более, что, как показывает исторический опыт, и стратегически важные решения в сравнительно более простых условиях предыдущих эпох, рождаются и реализуются на основе деятельности даже и совсем простых людей. Например: солдат Семен Жестянский «подарил мне всю французскую кавалерию» - выражение Кутузова; житель Белоруссии – Жукову и Рокоссовскому, средство решения основной задачи операции «Багратион»; конторщик, не видевший море, предложил кильватерный строй, давший победу Нельсону; мне неизвестный, придумавший колючую проволоку, простейшее устройство из двух закрученных проволочек – на самом деле предложил стратегически важное устройство, даже родившее танки; человек, не имевший и среднего образования, разработал лучший в мире автомат, основное оружие многих войн и революций второй половины XXв¹. Это не говоря об инициативных разработках профессионалов, выполнявших их зачастую на энтузиазме и, нередко, вопреки руководству. Конечно, в таких условиях они не могут обойтись без «инновационного» обеспечения. Без которого ни «репку» не вытащить, ни «гадкому утенку» не вырасти – заклюют! 

Инновационная система существовала всегда – иначе не было бы развития, не появились бы произведения науки, техники-технологии, искусства, политики. И личности, поражающие нас до сих пор, яркостью, многообразием таланта и полученными удивительными, неожиданными результатами. Но, вначале, она работала не в виде специальных организаций, а на основе личностных качеств и возможностей отдельных, по сути, случайных людей. Потом появились некоторые структурные образования – монастыри, школы, академии, институты, КБ, фонды. Однако они функционировали на основе узкого круга руководящих и растущих участников процесса накопления творческого, инновационного и нравственного потенциалов (личностного и социального) и, несравненно более узкого круга творческой, инновационной и активной 

¹ Уместны воспоминания генерала О.Брэдли (командующего американскими армиям в Европе (1944-1945гг.), показывающие значение творческой инициативы :снизу:. «Пока офицеры авиационных штабов производили скрупулезный подсчет времени сбрасывания бомб эшелонами бомбардировщиков, сержант-танкист сделал из металлического лома, подобранного в одном из немецких дорожных заграждений, приспособление, которое, наконец, должно было обеспечить нашим танкам превосходство при действиях среди живых изгородей и кустов. 

Приспособление было сделано чрезвычайно своевременно … Предыдущие попытки преодолеть нормандские изгороди окончились неудачей. Наши танки «Шерман» не прорывались сквозь изгороди, а переползали через них, подставляя под огонь противника незащищенные броней днища, бесплодно задрав пушки кверху. 

…До нелепости оказалось простым то, перед чем армия вставала в тупик в течение пяти недель. Автором изобретения был 20-летний сержант (! -Дж.) Кэртис Калин младший, из Нью-Йорка».(Выделил – Дж.) 

нравственной деятельности, обеспечивающее общее развитие, расцвет и его стратегическую сохраняемость (стратегического, фундаментального ядра жизни и человечности). Настоятельно требуется выход из этого «прокрустова ложа». Давно сложившегося, тесного, но и, более того. искаженного до неузнаваемости длительной (300-летней) погоней исключительно за «золотым тельцом»-выгодой и удовольствиями. Превратившегося не только в тормоз, но и, как показывает исторический опыт 20 века, средством, сформировавшим экономически не эффективное и, более 

того, самоубийственное по направленности (личным и социальным целям), содержанию и результатам, социальное, личностное и экологическое развитие. Вместо реально возможного - на основе необъятного природного (живой и неживой ее составляющих), интеллектуально-творческого, нравственно-духовного и социального потенциалов земной Жизни - расцвета социума, личности и природы. 

1. Факторы острой необходимости предлагаемой инновационной системы, культуры 
Почему это очень надо и срочно – всем и каждому! 

(соответствующих современным чрезвычайно важным-актуальным требованиям-возможностям) 

Перечень, содержащий ответ, как оказалось, очень значим, велик и разнообразен. Но, если отвечать коротко - существующая Инновационная система не справляется и принципиально не способна справиться с жизненно необходимыми, срочными задачами-функциями, стоящими перед ней, перед социумом, человеком. 

Но, для понимания остроты и полноты ситуации, для принятия верного, своевременного и конструктивно-эффективного решения, нужна достаточно полная и конкретизированная картина. Поэтому целесообразно привести следующие причины: 

 Резко возросшая требуемая и имеющаяся творческая (исследовательская, созидательная и художественная), инновационная, информационная и нравственная емкость (качественная и количественная) объектов и субъектов инновационной деятельности. Все начинается с Идеи! (Это уже многим ясно) Поэтому очень важны условия зарождения и развития идей. Особенно потому, что в начале зарождения-развития практически невозможно отличить гадкого утенка от прекраснонго лебед\, а бесплодную песчинку от зерна будущего процветания Отсюда - ключевая значимость – способность инициации, сбора, сохранения и развития творческо-инновационных результатов всего диапазона (по существу и по социальному охвату), методологическая объективность и доброжелательность оценки и эффективная реализация, умелое использование нравственно значимого инновационного результата (авиды)¹ на основе широчайшего подключения, инновационно-нравственной активизации всех уровней социума). Все это на основе и стержне нравственной активной массовой деятельности, культуры и специальной системы. Заложенной в методологию, методики, задачи и цели инновационной системы, деятельности и культуры; 

В связи с: 1) растущей, в вглубь и вширь, коэволюцией исследовательской, созидательной и художественной творческой деятельности и ее результатов; 

 усугубленной необходимостью неуклонного следования требованиям системной полноты, особенно при исследовании и созидании социальных систем (включая и человека – существа социального); 

2) тем, что фундаментальные исследования, оказывающие серьезнейшее воздействие на все области человеческого мышления, умения, деятельности не могут и должны быть оцениваемы по экономическим критериям. Тем более, что сейчас они сведены исключительно к количеству денежных единиц, а не служат обеспечению жизни, ее процветанию (личностному, социальному и природы) 

3) необходимостью реализации действительной, а не «голосовательной» демократии, с окончанием эры «элитаризма» (термин по Э.Тоффлеру). И в связи с этим – требование создания соответствующего механизма–системы; 

4-1) формированием огромной армии пенсионеров, зачастую способных в высоко квалифицированному труду (знания, нередко уникальные; идеи; нереализованные наработки; инновации близких и знакомых; связи; опыт и особые умения); 

¹Авида (элементарная "частица" инновационного процесса) – АВтор и ИДея, как правило, неразрывное целое в инновационном процессе, объект («сырье») и субъект, с которым взаимоактивно работает инновационная информационная технология и система САНИ.

4-2) естественным, фактически не обеспеченным, стремлением и поиском нового у молодежи, начиная уже со школьных лет, а также необходимостью «заземления» образовательного процесса и процесса нравственно-духовного развития лдичностей. коллективов на реальные проблемы и задачи жизни (личности, класса, школы, ВУЗа, Родины, региона, мира; специальных сфер деятельности, творчества); 

5) Значительное, стратегическое влияние на экономику (в частности, благодаря активизации и возможности развития, реализации идей типа «знаю что» - мысль П. Капицы) и на личностно-социальное развитие: на увеличение темпов, качества, возможности раскрытия и роста потенциала, его эффективного функционирования, использования; 

6) огромным влиянием на: - весь комплекс исследовательской, созидающей, художественной, образовательной и просветительской деятельности (в частности, потому, что «из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, введение новых идей является самой важной» (Дж. Дж. Томпсон); 

 результаты и процесс инициации, социального сохранения, объективизации и этизации оценки авиды, их развития, реализации и созидающего (а не разрушающего) использования; 

– на создание (в конечном счете) более полной и объективной картины мира, социума и человека, на создание новых, сейчас невероятных, возможностей для их качественного (в смысле как созидающей, но не разрушающей, всех и вся, энергии), так и качественно новых, неизвестных и/или не реализуемых сейчас роста -совершенствования, для реализации их огромного, почти не работающего и неизвестного сейчас, потенциала, новые возможности для полноты, синергичности и гармонии Жизни Земли 

7) тем, что система и культура САНИ – первейшая и конструктивная основа никем и нигде не проводимых, даже не мыслимых, чрезвычайно актуальных фундаментальных исследований инновационной сферы, настоящей «терра инкогнито» современного мира, особенно ее инновационной, экономической, конструктивной, технологической и нравственной составляющих. 

8) тем, что «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории» (Иван Ефремов: Поколения, привыкшие к честному образу жизни, вымрут). Но именно активная, организованная и обеспеченная, деятельность, по формированию и развитию нравственно достойного-необходимого современного инновационного движения, требующее широчайшего участия всего народа. Именно она способна создать сферу активной нравственной деятельности, которая ожжет действительно обеспечить освоение и развитие нравственной культуры личности и социума 

9) тем, что впервые в мире предложено, на основе реализации требований системной полноты, представление об инновационном процессе (цикле) и инновации. На этой базе были разработаны структура, технология, организация и духовно-нравственная атмосфера-деятельность инновационного процесса, инновационной деятельности в целом. Благодаря этому, создана система и культура САНИ, необходимое средство нормальной инновационной жизни, первейшего условия и инструмента объективно требуемого личного и социального прогресса и их совместного симбиоза с развитием природных сил и возможностей. 

10) Это ничем не заменимая и совершенно необходимая сейчас система подготовки и отбора особых кадров: инициативных, умеющих верно оценить, растить новое-лучшее, выросших на взращивании, развитии и реализации всего лучшего во всех значимых для сохранения-развития, как личности, так и социума, направлениях-областях жизни и деятельности, его поиска и развития и благодаря активному участию в этих процессах созидания-совершенствования. Это ничем не заменимый, а сейчас особо и чрезвычайно важный социальный лифт для действительно достойных людей и организаций, стран, в конце концов. 

11) Сейчас – самый остро-критичный период в истории развития человечества и человека. И, главное, для системы, которая определяет, что рождается, что растет, что и, как потом, работает в жизни (т.е. инновационной системы, культуры. И личностной, и социальной). Но этого мало. Нужна новая парадигма: в устройстве социальной жизни (социальной системы), нравственно-духовной, экономической и личностной составляющих социального движения. Но в современных условиях особенно остро стоит вопрос изменения парадигмы самой Науки, всей Созидающей системы. Более того – и современного, сложившегося после XVIII в.¹ , сложнейшего и противоречивого социального устройства и духовно-нравственного мира человека и социума (в такое время, когда очень многие личности, массы, социальные структуры потеряли способность и желание отличать добро от зла, когда изысканы средства для «замутнения самых источников гармонии» - по А. Блоку, «О назначении поэта»), для выхода из создавшейся ситуации, чрезвычайно важна роль не только исследовательской, но и, возможно, прежде всего, созидательной науки. Все это требует не только создания крупных мозгов (по Т. де Шардену) и социального интеллекта, но и, определяющей эффективность-полезность их функционирования, инновационной системы, многофакторно и кардинально отличающейся от ныне действующей. Т.к. она, современная инновационная система, не способна выдать «на гора» требуемые социально-личностные инновационные результаты-системы, которые могут быть средствами решения давно назревших проблем, обеспечить требуемые пути выхода из ситуации и действительного развития, нужными для этого средствами. И более того, так, чтобы они смогли функционировать не только на политическом, реализующем и использующем ее результаты, уровне. Но, также обязательно, надо уметь и иметь возможность обеспечить, требуемое объективной ситуацией, движение инноваций «внутри себя». Так как в момент «перезагрузки» как самых верхних, так и специальных верхних парадигм, срабатывает ситуация, когда новую структуру парадигм оценивает прежняя парадигмальная структура, «естественным» образом не пропуская (неверно оценивая, отторгая по умолчанию, не реагируя на публикации и т.п. методами) требуемое и предлагаемое Новое. Буксует Инновационная система, главный механизм подготовки к генерации, генерации, развития и эффективной (т.е. развивающей человека-социум, а не разрушающей его) реализации новых, действительно, объективно нужных, инноваций и последующих, уже работающих, результатов. Именно такая инновационная система определяет и развивает нужное качество инновационного продукта на всех стадиях - от появления до максимума использования. Поэтому верно заметил журнал «Инновации» (С.-Петербург): «… для нашей страны, по выражению одного из наших авторов, «нет проблемы судьбоноснее, нежели инновационная».» 

12. "Существование этой силы, враждебной всякой власти и всякому созиданию, для меня, несомненно. От меня ускользает ее удельный вес, но представляется она мне иногда грозной. Мне кажется, что дрогнет, при каких-нибудь обстоятельствах, аппарат принуждения, там сейчас жизнью овладеют бандиты. Ведь они единственные, что объединены, остальные, как песок, разрознены. И можно себе представить, что наделают эти объединенные "воры", пока честные объединяются" (В. Шульгин, Опыт Ленина - депутат Государственной думы России, принимал отречение от царя, глубоко верующий, честный и умный, патриот). 

Думается очевидна необходимость создания социального системы, способной объединить большинство, ныне распыленных, сил добра, к тому же совершенно не обеспеченных организационно, материально, технологически, духовно-нравственно, вокруг соответствующих идей, для решения задач, которые не только личностно-социально очень важны, но и принципиально не решаемы другими способами, другими социальными силами, кроме деятельного союза сил добра, истин, на основе активности буквально каждого-любого на всех уровнях и масштабах жизни. 

13. Существенно важной является недооценка необходимости: 

● не только стимулирования, но, и в первую очередь, социального и личностного обеспечения инициативного творчества, особенно на начальных стадиях творческого и инновационного развития; 

● создания специальной информационной инновационной инфраструктуры; 

● радикального дополнения и изменения методологии и структуры системы инициации, сбора, приема, оценки и активизации идей; 

● включения в инновационный процесс активной, массовой деятельности всех слоев населения; 

● расширения и углубления терминологической базы, основы инновационной сферы; 

● обязательности реализации требования системной полноты при создании инновационной системы, как национальной, так и локальной (и даже в личностно-семейной) деятельности. 

● радикального и многофакторного изменения парадигмы представлений об инновационном развитии, инновационной культуре, первейшей методологической основы исследований и созидания на всех уровнях и во всех сферах жизни и деятельности. Причем, т.к. инновационная составляющая определяет любое развитие и все вместе, речь идет о метапарадигме. О необходимости метапарадигмальной революции. 

14. Инновационная культура - основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности 


2. ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИЯ
— Инноватика - наука о нововведения. Нововведения - инструмент формирования Будущего. 
– Влад Велес

Познание носит ступенчатый характер. На одну ступеньку уже мы поднялись. Теперь – вторая. 

Все еще коротко говоря. Инновация - это текущий результат, продукт инновационного развития идеи. Вначале автора и идеи. А затем автора, идеи и инноваторов¹. Причем ее вид (форма) и ее существо, вначале и в последующем, могут быть радикально разными, до неузнаваемости. Потому что она принимает очень разный вид, по существу, по форме, по состоянию связей с внешним миром: от каких-то набросков на клочке подвернувшейся бумаги, на песке, рукотворного изделия - до патента, сложного экспериментального и испытательного устройства или социально-политической системы, лекарства, устного решения, технического устройства, рекомендаций врача или другого человека, информация о надвигающемся, возможно важном событии и способе поведения в этой ситуации. Диапазон вариантов (состояния и принципиальных, качественных отличий по существу) инноваций бесконечен: по форме, степени зрелости идеи, включенности в информационные системы, ее готовности к справедливой-объективной оценке, развитию, использованию; по масштабности и стратегичности; по качественной новизне и наличию, в связи с этим, наличием специалистов, способных и желающих верно понять-оценить предлагаемое; по реализуемости, в пределах возможностей автора и/или социума, актуальности объективной (требуемой законами развития природы, общества и человека - но еще не осознанными социумом) и субъективной (осознаваемой народом, руководством, специалистами), емкости знаний и духовности (науко, инновационно, нравственно, информационноемких) и умений (возможности создать, апробировать, воспринять результаты) для верной оценки. 

При это, обычно идея и ее последующее состояние – инновация, на пути к собственному совершенству и разумному использованию полученного результата проходит определенные этапы, формирующие обычный цикл ее развития, начинающийся с того момента, когда рождается желание что-то познать, изучить, изобрести, улучшить. Когда рождается не безразличие, активный интерес, к тому, что происходит вокруг 

Литература 

1. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: Издательство АСТ. – 2001.– 558с. (С.517-529) 
2. Плотин Эннеады// «УЦИММ-ПРЕСС». - Киев.-1995.- С. 255.- 392с. 
3. .Шиллер Ф. Философские письма// Статьи по эстетике. – т. VI. – 1950. – М.-Л.: Гослитиздат. – С. 27-40. – 671с. 


Некоторые мысли к статье «Об инновации» 

Джелали В.И. 11.11.16 

Влад: «Нельзя не согласиться с автором, что, несмотря на достаточно частое и не всегда уместное использование термина «инновация», роль ее в развитии как общества в целом, так и в личностном плане, переоценить сложно. Особенно сейчас, в период системного кризиса на всех уровнях общественной жизни. И конечно, рассматривая инновацию как одну из основных составляющих создания нашего Будущего, важно понимать, что путь от непосредственно идеи до ее рабочего и работающего состояния, которое реализуется в дальнейшем в инновационной деятельности – это путь не близкий и требующий активного включения и поддержания самыми широкими слоями населения. 

Однако, необходимо помнить, что уровень продуцирования, а затем принятия и поддержки жизнеспособных идей и доведение их до уровня рабочих и работающих, а затем превращения их в системный инновационный процесс, непосредственно зависит от уровня развития общества. И ожидать активизации продуцирования и развития идей, способных вывести общество из затянувшегося и углубляющегося в настоящее время кризиса, было бы слишком оптимистично. 

И, тем не менее, именно сейчас так важны мысли о том, чтобы «создавать условия не только для формирования и развития каждого, чтобы он имел равные возможности (для каждого), в соответствии с его талантами и достижениями-результатами, как уже увиденными и верно оцененными, так и еще только открываемыми, порой и срочными, без которых сейчас невозможно обойтись, требующими разнообразного обеспечения. С тем, чтобы достойные авторы и их результаты (получали поддержку), тоже на демократических принципах, т.е. в интересах всех и каждого, а не в соответствии с интересами денежного мешка, военной силы и заангажированных СМИ, бегущих и расталкивающих всех в погоне за максимальной прибылью». 

Нельзя не считаться и с тем, что рассчитывать на вырождающуюся элиту, наблюдая за ее деградацией, это путь в никуда и «только включая в поиск и подготовку решения, (а также в) реализацию его все слои населения, в том числе и владеющих законами-возможностями специальных форм движения, социальных систем (возможно добиться максимального результата). …Как показывает исторический опыт, стратегически важные решения в сравнительно более простых условиях предыдущих эпох, рождаются на основе деятельности даже совсем простых людей». 

Тем более показательным является опыт древних греков в форме поиска совместного мудрого решения. «…Отношения многих к единой мудрости представляют народные собрания и всякие совещании, на которых все присутствующие всегда имеют в виду лишь одно – прийти к одному мудрому решению». 

[9:14:35] Джелали: ВЛАД! Спасибо большое за твои соображения по поводу... Одно но - я и не рассчитываю на полное включение людей-народа. Это результат - цель системы. Но то, что она необходима (и сейчас) для этого и для постепенного подъема активности людей, и для роста их самосознания – это факт! А пока - это будет удел немногих - как всегда в начале, тем более, сейчас. Но им тоже надо дать возможность. 

А ты верно и хорошо выделил и подметил - благодарю! 
Это очень важно и для меня тоже 

И, конечно, по мере освоения системы людьми-организациями и развития-совершенствования самой системы. 

Соображения на всякий случай: 

- Любой Может оказаться в нужное время-нужном месте (в критической точке) (начало вьетнамской войны – пьяные моряки – пальбу – обвинили Вьетнам – Макнамара доложил, но…) 

- Каждый из них – критичный, т.е. отсутствие должной работы по этому фактору, может–будет катастрофичной, приводит (приведет) к катастрофе личностной и социальной. Т.е., если радикально не улучшить ситуацию с этим параметром, кризис перерастет в катастрофу (!?) 

- Война – двигатель прогресса!? Т.к. на защиту от смертельной опасности от нападающих не жалеют средств и сил. И военный грабеж – самая эффективная бизнес-операция. Не жалко денег, людей. Научиться, сделать мир двигателем более эффективным, всесторонне развивающим и гармоничным, не разрушительным) собственного и социального) 

-- Кстати о птичках, ныне царствующих: «А вы не заметили, как за последние десять лет американцы извратили и опошлили все, что служило некими институтами общемирового признания? 

Нобелевская премия, Олимпиада, теперь вот и "Оскар"."Оскар", которого раньше давали за фильм "Бен-Гур", а нынче за "Негр-гей". 

Нобелевский лауреат? Да патологический русофоб наверное. 

Олимпийский чемпион? А не за счет ли того, что ангажированное WADA по политическим мотивам устранило всех твоих конкурентов? 

Получил "Оскар"? А ну понятно все с твоей сексуальной ориентацией! 

В общем, ломать. как говорится, не строить. Смогут ли эти когда-то действительно почетные в мировом масштабе звания вернуть себе былое признание и достоинство? Я не знаю. Наверное, уже вряд ли. Грустно от всего это, с одной стороны, но с дугой стороны, понимаешь всю призрачность ценностей века сего преходящих. Sic transit, так сказать, gloria которая mundi». 

Вадим Раскин (врач) Фейсбук, 28.02.17 

На самом деле, Это надо понимать (и относиться, соответственно), как преступность власть-ресурсы предержащих и неграмотность–пассивность–необеспеченность сил добра начала этого века. И слезы надо лить, а искать средства и пути борьбы за настоящие ценности. Их возрождение и развитие. 

ТРУД, -а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. 

труд м. 1) а) Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии 

¹Ещё в 1786г. гениальный Ф. Шиллер, писал [3]: «Общим корнем морального упадка является односторонняя и шаткая философия, тем более опасная, что она прельщает отуманенный разум показной законностью, истинностью и убедительностью… 

…Если бы каждый человек любил всех людей, то всякий обладал бы вселенной 

Боюсь, что современная философия противоречит этому учению. Многие из наших мыслителей сочли себя обязанными изгнать насмешкам из людской души это небесное стремление, стереть печать божества и превратить эту энергию, этот благородный энтузиазм в холодное мертвящее дыхание малодушного безразличия. В рабском сознании своего собственного унижении они вошли в сделку с опасным врагом доброжелательства, эгоизмом, чтобы объяснить явление, слишком божественное для их ограниченных сердец. …Свифт не мог нанести человеческой природе такой смертельной раны, как те опасные мыслители, которые возводят в систему эгоизм, украшая его со всем присущим им остроумием и гением. 

Дух, любящий только самого себя, есть атом, плавающий в бесконечном пустом пространстве. 

…эгоизм и любовь делят род человеческий на две, в высшей степени несходные части, границы которых никогда не сливаются. Эгоизм создает свое средоточие в самом себе; любовь утверждает его вне себя, в оси вечного целого. Любовь стремится к единству; эгоизм есть одиночество. Любовь стремится к единству; эгоизм есть одиночество. Любовь есть гражданка-соправительница цветущей республики; эгоизм - деспот в опустошенном творении (выделено – Дж.). 

Действительно, исторически впервые, духовный прогресс отстал от материального, как отметил А. Швейцер («Культура и этика») именно в XVIIIв. Это привело, в частности, и логически представляется очевидным, в конечном счете, к двум мировым войнам и к угрозе третьей. 


Владимир Иванович ДЖЕЛАЛИ





Комментариев нет:

Отправка комментария