суббота, 26 мая 2018 г.

Об основной, первоочередной задаче современности


— Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали. Д. Кук. 

— Если варвары живут сегодняшним днем, то мы должны брать во внимание вечность. Цицерон. 

— Тому, кто не овладел наукой добра, всякая иная наука вредит. Монтень. 

Изучая литературу прошлого и нынешнего веков, необходимо отметить, что в ней красной нитью проходит одна и та же мысль, буквально требование неотложного решения одной и той же задачи, которую и сейчас, иначе как сверхкритичной, не назовешь. Напомним, что пишет Т. де Шарден в замечательной книге «Феномен человека": "Человек никогда не сделает ни одного шага в направлении, которое, как он знает, бесперспективно. Вот он как раз тот недуг, который нас беспокоит. …но что же требуется, как минимум, чтобы лежащий впереди нас путь мог быть назван открытым? Только одно – но это всё! Чтобы нам были обеспечены место и возможность реализовать себя, т.е. прогрессируя (прямо или косвенно, индивидуально или коллективно) раскрыть до предела самих себя». 

К такому же выводу пришел и А. Швейцер. В одной из лучших книг ХХ века, он говорил: «Лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях общественный прогресс». 

Но эти выводы, а по сути – и призывы, не вызвали должной реакции ни у исследователей, ни у созидателей, ни у тех, кто способен обеспечить разработку и создание необходимых для этого условий. Более того, насколько известно, и задача: «Что конкретно для этого надо делать, чтобы все же этот процесс пошел?!» - не ставилась и не ставится до сих пор. Для этого нужно ответить на ряд вопросов: 

- какие важнейшие задачи требуется решать в первую очередь. Из тех, от которых, в наибольшей степени, зависит наша способность выхода из Кризиса; 

- какое Общее дело требуется организовать, определяющее истоки и качество Жизни в первую очередь. Т.к. оно является именно тем звеном, за которое надо ухватиться в первую очередь, чтобы вытянуть остальное; 

- что нужно делать для того, чтобы избранное дело выполнялось и развивалось в соответствии с требованиями времени. 

Ответом на первый вопрос представляется следующий перечень, данный в соответствии с требованиями времени (конечно, в первом приближении): 

- дело, которое надо выбрать, должно быть действительно Общим, а, следовательно, быть объективно важным и субъективно понятным всем и каждому. И таким, которое формирует и развивает объективно позитивные, гармонично развитые качества личности, обеспечивает успешность жизни таких личностей, качества ее и социума; 

- обеспечить возможность, перспективность этой деятельности; 

- индивиды будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы и обеспечить общественный прогресс; 

- Мы утверждаем, что именно вечное, бесконечное, неистребимое движение добра является той глобальной планетарной силой, которая объединяет сегодня человечество (ВЛ.Казначеев) 

Заметим, что и добро должно быть обеспечено, должно быть способным действовать соорганизовано, инициативно, целенаправленно, в интересах всех и каждого. Оно должно быть, прежде всего, даже не с кулаками, а быть действующим сообща, деятельным, инициативным, продуктивным и более эффективным, чем зло во всех жизненно важных отношениях. А такая возможность реальна, при умелой работе с инновационно-нравственным потенциалом (всего населения и социальных структур, способных на это), ныне практически не работающим и не развивающимся. Скорее - наоборот. А именно здесь – истоки многих нынешних бед; 

Напомним, ЮНЕСКО считало, что действительно следует закладывать в планы развития основные слагаемые намерений, суждений и решений, принятых в Будапеште (1999г.) глобальную ролевую функцию ЮНЕСКО. В частности, речь шла о: 

- «необходимости развития инфраструктур и содействия укреплению технологического и новаторского потенциала, создания надлежащих социальных механизмов основанных на участии населения; 

- расширении использования творчества людей, без какой бы то ни было дискриминации стран, групп и отдельных лиц. Сотрудничество между развитыми и развивающимися странами должно осуществляться в соответствии с принципами справедливости и взаимной пользы; 

- необходимости обеспечения всестороннего участия неблагополучных групп во всех видах научно-исследовательских мероприятий, в том числе в разработке политики". 

Отметим следующее: 

- Фронт поиска и тем более инновационного развития, обеспечивающего плодотворность и качество творческого результата, его использование именно для созидания, а не разрушения, вырос многократно. 

- Особенно важны для формирования ноосферы такие структуры, в которых человечество учится объединять усилия в решении общих задач; 

- Подлинные творческие шедевры, истина рождаются в единстве души и разума; 

- Из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, введение новых идей является самой важной (Дж.Дж. Томпсон – известный ученый, физик); 

Многие уже заметили и осознали – всё начинается с идеи. Во многих смыслах именно идея – начало начал. Более того: владеющий инновацией – владеет будущим! Каковы инновации – таково и будущее! (Такие и идеи пойдут.) 

И важнейший фактор, необходимый для функционирования процесса решения Задачи и, соответственно, функционирования требуемой системы – это активная нравственная деятельность, т.к. в начале инновационного развития автора и идеи (авиды), финансовый результат далеко не очевиден, или вообще не определяет качество, актуальность идеи, т.к. имеет иное социальное и личностное значение. Поэтому нравственный фактор, активный, обеспеченный за счет экономической и организационной деятельности системы САНИ, Сохранения и Активизации Новых Идей, разработанной в Кибцентре Национальной Академии Наук Украины [1-3], это – обязательное условие нормального инновационного развития, как авиды, так и самой системы, качества, полноты результатов и их позитивного использования. Такая нравственная деятельность – это и важнейший социально-личностный фактор. Ибо, хотя духовность и вторичный фактор в нашем развитии, но совсем не второстепенный, а сейчас – и определяющий. 

Кстати, Виктор Михайлович Глушков, в продолжительной беседе, высоко оценил предлагаемую систему САНИ, поставленные перед ней задачи (тогда это были только ее основы) и сказал, что она очень нужна. 

Литература 

1.Джелали В.И. О книге «Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты» (В.И.Джелали, В.Л.Кулиниченко) Инновации (журнал об инновационной деятельности).- С.- Петербург.- № 01 (207).- январь.- 2016.- С.115-120. 

2.Джелали В.И. Об инновационной парадигме и позитивном использовании социального и личностного потенциалов// Инновации (журнал об инновационной деятельности).- Петербург.- № 12 (218).- декабрь.- 2016.- С14-15. 

3. 10. Кузнецов Э.И., Баранов Г.Л., Джелали В.И. Основы концепции инновационной базы развития космонавтики в Украине// Технологические системы.-Научно-технический журнал.- К.: - №2.- 2014.- С.7-14. 



Джелали В.И.  <dzelali@ukr.net
Остапенко Л.В
Гамаюн П.В. 



1 комментарий:

  1. но что же требуется, как минимум, чтобы лежащий впереди нас путь мог быть назван открытым? Только одно – но это всё! Чтобы нам были обеспечены место и возможность реализовать себя, т.е. прогрессируя (прямо или косвенно, индивидуально или коллективно) раскрыть до предела самих себя».

    ОтветитьУдалить