воскресенье, 20 марта 2022 г.

О НАСУЩНОМ, ВАЖНОМ И НЕОБХОДИМОМ


МАНИФЕСТ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Формирование, развитие и эффективная реализация творческого, инновационного и нравственного позитивных потенциалов каждого человека, Украины, человечества – первоочередная, важнейшая (как цель) и ключевая (как средство) задача современности. Причем как личностного, так и социального уровней – со своей спецификой возможностей и трудностей. - Джелали В.И.

Мы, представители исследовательской и созидательной науки, культуры, образования, органов государственного и общественного управления, производственных и деловых кругов, инновационного и нравственного актива народа Украины, - сознавая, что созидательное, успешное развитие наших граждан, коллективов предприятий и организаций нашей страны возможно только благодаря постоянному позитивному обновлению (инновациям) в науке, образовании, культуре, экономике, управлении – во всех сферах жизни и деятельности; - придавая стратегически решающее значение состоянию инновационной культуры, как состоянию высокой восприимчивости людьми, организациями и другими социальными системами новых идей, благодаря их соответствующей социально-личностной возможности, реализуемой на основе специальной инновационной системы (способной работать со всем спектром инноваций* и инноваторов), обеспечивающей готовность к инициации, поддержке, развитию и реализации новшеств, пришли к следующим выводам и предложениям:

1. Отставание инновационных процессов от достижений исследовательской и созидательной науки во всех сферах личной и социальной жизни, становится определяющим фактором кризисного состояния и явлений, искажающих, отрицающих традиционные, исторически и научно выверенные смыслы жизни (но нуждающиеся в развитии, в средствах реализации поставленных историей задач), в ключевых сферах (экономика, нравственность, экология, семья, здоровье, социальная, личностно-семейная жизнь и др.) и тормозом в развитии, своевременном и эффективном использовании этих достижений в интересах образования, формирования и развития каждого конкретно гражданина и коллективного целого, их творческого, инновационного, нравственного, социального и экономического потенциалов, а, следовательно, в конечном счете, и всей страны, ее успешного развития.

2. Попытки преодолеть инновационный застой в обществе, в различных организациях, с помощью одних только инвестиционных мер и волевых решений, на основе давно устаревшей инновационной системы, не дают и не могут дать желаемого результата.

3. Нужен системно полный, процессный подход к проблеме инновационного развития, прежде всего направленный на осознания всех основных составляющих инновационного цикла, присущего развитию инноваций, а вместе с ними и автора, и тех, кто причастен к этому процессу. Эта непростая, очень ответственная задача и ее решение, должны быть обеспечены специальными технологией и организацией (а, в конечном счете, и инновационной системой сохранения и активизации новых идей), созданием такой духовно-нравственной организации и атмосферы, когда конструктивное, деятельное, доброжелательное и бескорыстное отношение к новой идее, инновации и ее автору, было бы не только потребностью каждого члена коллектива, близких к нему людей, организаций, но и важнейшим долгом, как гражданина и Человека, важнейшим средством его творческого, духовного и социального роста. Такая инновационная деятельность, по существу и по духу, должна стать одной из наиболее значимых общественных ценностей и личностных характеристик каждого, а овладение, вначале основами, а затем, в течение жизни, и вершинами инновационного искусства, культуры – важнейшей социальной и личностной жизненной задачей. 4. Поэтому остро необходимы коренные преобразования в процессах и организации образования, формирования, развития и функционирования личностной и социальной нравственности, основанной на историческом опыте, научных результатах и лучших личных и социальных достижений, а также на социально-личностном обеспечении организации постоянной и активной нравственной деятельности всех и каждого. Такая деятельность должна быть органически связана с инновационной деятельностью, особенно в начале развития идей и автора, и должно быть реализовано, как единый инновационно-нравственный и образовательно-воспитательный процесс, разносторонне развивающий каждого и связывающий его, благодаря такой деятельности, с реальной жизнью и ее совершенствованием-развитием.

5. На такой основе, любой гражданин, продуцирующий новые идеи, может и должен встречать понимание и поддержку со стороны руководства, педагогов, сверстников, коллег, семьи, в конце концов, и просто случайных знакомых.

6. Нужны принципиально иные методология и методики оценки потенциала и творческо-инновационных результатов личности, коллективов, позволяющие максимально объективно и доброжелательно, на основе специального обеспечения, реализовать равенство возможностей обеих сторон (в процессе оценки) этого, во многом являющегося ключевым, вида деятельности.

7. Важнейшей целью образования-просвещения становится воспитание и образование личности инновационно и нравственно активной, достаточно подготовленной и социально обеспеченной для этого.

8. Средствам массовой информации нужно и должно формировать у граждан, семей и коллективов, руководства установку на то, что отношение каждого из них к инновациям, их авторам-инноваторам есть отношение к богатству, достоинству, душевной чистоте и силе, безопасности и возможности построения более счастливого будущего для себя, своих детей и Родины. А сейчас, более того, и к способности мира сохранить и развить Жизнь 9. В трудовых коллективах, в семьях, в стране важно формировать инициативное, конструктивное, уважительное отношение ко всему спектру новшеств, к их носителям, стремиться организационно, морально и материально обеспечивать и стимулировать разнообразные новаторские предложения (включая и разработки, сделанные в их семьях, близкими), помогать доводить их (используя также инновационный, организационный потенциал пожилых) до эффективной (позитивной) практической реализации. Следует создавать обстановку, как взаимопомощи, сотрудничества, так и здоровой состязательности. Для этого важно устраивать праздники сотрудничества, взаимопомощи, союза активного Добра и Истины (например, праздник Прометея), проводить конкурсы инновационных предложений, соревнования идей в различных сферах деятельности. . II) Система сохранения и активизации новых идей (САНИ), должна решать следующие основные задачи: - стимулирование и обеспечение спонтанного и специальная активизация индивидуального и коллективного исследовательско-созидательного, нравственного, художественного творчества и иных видов поиска; - организация получаемых идей, инноваций, результатов инициативного творчества и инновационно-нравственной деятельности в эту систему, последующую обработку, развитие и способствование их социально-личностной реализации;

- гарантированное социальное сохранение новых идей и их авторства; - социально-личностное, силами отдельных граждан, организаций, государства и социума в целом, обеспечение, на начальной стадии всех позитивных идей, независимо от возможностей и статуса автора, а с учетом получаемой оценки (пользующимися общественным и авторским доверием, специальных социальных и личных процедур), ускоренной активизации наиболее актуальных инноваций, на личностной и социально-коллективной основе; - создание и эффективное функционирование социального интеллекта. III) Эффективное и адекватное функционирование системы САНИ должно основываться на реализации следующих основных функций, принципов, правил: - наиболее полное, постоянное использование и развитие творческого, инновационного и нравственного потенциалов, как личностно-семейного, так и коллективно-социального, с помощью социально-личностной активизации, обеспечения и организации творческих и инновационных усилий;

- прием любых идей, предложений, разработок, связанных со знанием и совершенствованием процессов и субъектов природы и социальной жизни (но не противоречащих духу гуманизма, антропокосмизма); - устранение имеющих место профессиональных, ведомственных, социально-психологических, возрастных, бюрократических, организационных и других барьеров;

- преодоление узкой специализации, профессионально-ведомственной и коммерческой ограниченности творчества, инновационного развития; - широкая и постоянная активная социально-личностная нравственная деятельность, неразрывно связанная с инновационной. IV) Системно полная реализация этих основных и ряда других, принципиальных положений позволяет реально ставить и решать принципиально новые задачи: - социально сохранить значительно больший, неограниченно широкий массив авид** и подключить к активизации и использованию их потенциала неограниченно более широкий круг инноваторов для социального и личностного обеспечения нужд авторов и идей; - формирует, организовывает и обеспечивает широкий фронт задач для активной нравственной деятельности, разноплановой инициативы каждого гражданина, коллектива, организаций, страны в целом, реализуя радикально новый базовый принцип активной личностной и социальной нравственности:

«Делай(!) другому то (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (и как)»;

- радикально меняет возможности демократического участия в ведении и совершенствовании общих дел, выходя за рамки только эпизодического процесса голосования, а используя и постоянную, широкую возможность внесения инновационных предложений, порой и не простых (требующих уже не механизма голосования, а тщательного изучения, специального хода их оценки, развития и реализации), в процесс подготовки управленческих и социально-личностных решений, как в семье, так и в коллективах, и в более широком спектре - в социуме. V) В многоэтажном лабиринте, каким является требуемая сейчас инновационная культура, а также система и деятельность ее определяющие, помощниками, маяками в нем могут и должны быть и следующие социальные «формулы»: - Из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, введение новых идей является самой важной. Дж. Дж.Томпсон

- Путь к самосовершенствованию лежит через служение близким и дальним Рамакришна, Вивекананда

- Делай (!) другому то (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (и как). В.Джелали

- Владеющий инновацией, владеет будущим! В.Джелали

- Успешное управление = знают х умеют х имеют х хотят х успевают

Акад. В.А.Трапезников. (доработана В.Джелали)

- Тому, кто не овладел наукой добра, всякая иная наука вредит М. Монтень

- В отрыве от истины совесть – не более чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения У.Черчилль

И помни: - Для того чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали. (Д.Кук, 2000 г).

- Современное Зло (антикультура, сатанизм) коварно, деятельно, обеспечено на всех уровнях. Сейчас, чтобы отличить истинного Героя от трикстера¹, надо быть всесторонне, системно полно образованным. - Без овладения требуемой сейчас инновационной культуры, инновации становятся самым грозным, разрушительным, ранее невиданным оружием. – Каковы инновации – таково и будущее. Борись за лучшее, достойное для тебя и всего мира, будущее.

* В связи с преобразованиями идеи в процессе ее поэтапного развития, следует понимать, что ИННОВАЦИЯ (лат. innovatio – обновление) – нечто новое, многообразные состояния его в любой форме и сфере человеческой (и иной) жизни, в том виде (по форме и существу), который оно имеет в соответствии со стадиями творческого (созидательно-исследовательского, художественного), поискового, генетического или случайного развития и использования.

При этом Инновационный цикл (в виде последовательности этапов появления и развития-использования инновации) можно представить следующим образом: вначале, На индивидуальном уровне: Инициация (I) → генерация (частично) (II) → далее личностно-социальные: сбор авид (III) → прием (IV) → сохранение идей (V) → защита (юридическая, организационная, технологическая) (VI) → оценка (содержательная и социально-коммерческая) (VII) → активизация[1] (развитие по существу, по форме, организационно, для улучшения восприятия) (VIII) → реализация (IX) → использование (позитивное) (X) → консервация (X)

**Авида (элементарная "частица" инновационного процесса) – АВтор и ИДея, как правило, неразрывное целое в инновационном процессе, объект («сырье») и субъект, с которым взаимоактивно работает инновационная информационная технология и система-культура САНИ.

Специально подчеркнем, что нормальное функционирование и развитие такого Манифеста требует создания Системы сохранения и активизации новых идей. Необходимость такой системы была показана и подчеркнута в Рекомендациях [13] , в нашей книге [15].

Мы благодарны авторам ХАРТИИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, разработанной Институтом стратегических инноваций

(г. Москва, 2001г.), которая явилась побудительным мотивом и первичной основой этого документа.


Литература

1. Джелалi В. Актульнi основи етичного кодексу вченого – дослiдника, творця, новатора, громадянина// ВiР.- №3.- К.: 2010. – С. 16-18.

2. Джелали В.И. Анализ состояния. Предложения по радикально-системно полному повышению качества и эффективности личностного и социального инновационно-нравственного и социально-экономического развития//Актуальные вопросы и организационно-правовые основы международного сотрудничества в сфере высоких технологий. VIII Международная науч.-практ. конф.- Государственное предприятие «Центр

н.-т. информации и содействия инновационному развитию Украины.- К.: 2013.- С.18-25.- 259с.

3. Джелали В.И. Развитие творческого, нравственного, инновационного потенциалов// Винахiдник i рацiоналiзатор.- К.: - №3-4.- С.18-21

4. Джелали В.И. Система сохранения и активизации новых идей// Проспект ВДНХ УССР. – К.: ИК АН УССР. – 1989. – 5с.

5. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века // Iмiдж школи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтований посiбник) – К.. 1999. – ч.II. – С.17–30. (Трибуна № 11 – 12, К., 1991; С. 17 – 18; Журналист. – Харьков. – № 44, 45 – 1997)

6. Джелали В. И., Воронин А. Н., Моисеенко В. В., Баранов Г. Л., Гаврилова Н. Л., Селиванов Ю.А. Создание опорных зон инновационной деятельности на предприятиях космической отрасли// Научно-технический проект Института космических исследований НАНУ, НКАУ и УЦ САНИ по договору с Министерством образования и науки. – № 06. – 01/00190. – 1997. – 2000. – 220 с.

7. Джелали В.И. О законе об идеях// Матер. межд. симп-ма «Наука та технологiї». – К.: 1997. – С. 60-61

8. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Антропокосмизм Н.Холодного – концептуальная основа инновационно-нравственной деятельности// Материалы XII Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики. – Киев- Херсон.- Симферополь.- 2007. – С.194-199.

9. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. – Chisinau: 2013. – C. 130-133.

10. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Тарасов В.А. О создании и развитии инновационной системы Украины// Український журнал медичної техніки і технології. – 2006. – №3. – С. 76-83.

11. Кузнецов Э.И., Баранов Г.Л., Джелали В.И. Основы концепции инновационной базы развития космонавтики в Украине// Технические системы Научно-технический журнал.- К.: - №2.- 2014.- С.7-14

12. Морозов А.А., Джелали В.И. К концепции инновационной составляющей национальной безопасности (предварительные замечания, исследование)// Математичнi машини i системи. Науковий журнал. – К.: 2011. – ч.1.: №2.– С. 182-192; ч.2. – №3. – С. 146-159.

13. Роль международных организаций в развитии общеевропейского научно-технического пространства// Материалы международного симпозиума в рамках реализации решений Всемирной конференции по науке (Будапешт, 1999). К.: – С. 325.- 340с

14.Хартія інноваційної культури гімназії// Інноваційні пріоритети розвитку гімназії. Практично зорієнтований посібник.- К.: ВД Особистості.- 2014

15. Джелали В.И.., Кулиниченко В.Л. Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты// ПП «Арктур – А».- К: 2015.- 280с.

.



¹Для справки

«В культурологическом осмыслении новый хозяйственный субъект зачастую, в известном смысле, подобен мифологическому трикстеру, который имитирует культуросообразную деятельность, но преследует при этом совсем другую, контркультурную цель. ТРИКСТЕР [гр.] – мифический персонаж, функционально противопоставленный культурному герою и наделенный демоническими разрушительными и комически-плутовскими чертами. Стремясь удовлетворить голод или ненасытное желание, трикстер прибегает к обману, нарушает самые строгие табу (в том числе допускает кровесмешение), нормы обычного нрава и обыденной морали. (злоупотребление гостеприимством, поедание зимних запасов семьи или родовой общины). Действуя асоциально и профанируя святыни, трикстер, тем не менее, большей частью торжествует над своими жертвами. Трикстер в мифологии часто является братом-близнецом культурного героя, неумело подражая которому он создает дурные предметы (смерть, например). Нередко он является просто другой ипостасью культурного героя, когда он прибегает к хитростям, чтобы обеспечить успех серьезному делу». (Вопросы философии, №10, 1984г. с.93)

Аннотация

В предлагаемом Проекте показаны основные проблемы и задачи, требующие неотложного решения для освоения личностной и социальной инновационной культуры, имеющей решающее значение для успешного личностного и социального развития.

В качестве главных механизмов решения этих вопросов предложены система САНИ и, основанная на ней, инновационно-нравственная культура. Показаны особенности этой системы, основные задачи, принципы и правила, а также функции, обеспечиваемые этой системой.

Дан ряд социальных «формул - маяков» необходимых для ориентировки и корректировки личностно-социального развития в чрезвычайно сложном и ответственном, многоаспектном лабиринте инновационной жизни и деятельности. Дана и литература, позволяющая лучше понять (освоить, реализовать) предлагаемое решение, увидеть его необходимость и актуальность

Ключевые слова: инновация, инновационный цикл, ,,3инновационная информационная технология, инновационно-нравственная культура, система и культура сохранения и активизации новых идей, активная инновационно-нравственная деятельность

Пояснительный комментарий

Помня «формулу» Д.Кука (а возражений она ни у кого не вызывает), очевидно, что совершенно необходима реализация следующего: чтобы зло победить, надо научиться объединить и активизировать силы добра. Причем на участке Жизни, определяющем ее будущее, ближайшее и далекое. И к тому же таком, который может быть реализован исключительно усилиями всех и каждого.

Как верно отметил Э.Тоффлер: «Пришло время драматической переоценки направлений перемен, переоценки которую делают не политики, не социологи, не духовенство, не революционная элита, не техники, не ректоры колледжей, а все люди вместе» /Шок будущего, с.520/.

Комментариев нет:

Отправить комментарий