воскресенье, 5 июля 2020 г.

Инновационно-информационные технологии


Инновационно-информационные технологии (ИИТ) для решения задач социогуманитарного образования 

Задачей социогуманитарного образования в любом ВУЗе является подготовка специалистов соответствующего профиля, способных обеспечить успешное развитие страны. 

Каковы критерии успешности деятельности личности, социума, государства? Каким критериям должно отвечать социогуманитарное образование? 

1) Сформировать системно полный и профессионально специализированный фундамент знаний и умений, позволяющий, на его основе в течение жизни основной спектр практических задач; 

2) учитывая большую современную скорость изменения и развития всех сфер жизни и деятельности, и тенденцию их к взаимообусловленности и взаиморазвитию, с последующей генерацией новых направлений в науке и практике, необходимо освоение навыков и воспитание интереса к постоянному самообучению (знаниям-умениям) и личностному саморазвитию в течение всей жизни; 

3) освоить теорию и практику основ личностного, коллективного и социального роста (профессионального, здравосозидательного, нравственного, социально-инновационного). 

Для решения этих главных задач необходимо: 

· овладеть основами инновационной культуры и научить эффективно работать с инновационной информацией (в частности, с идеями и авторами, даже не знакомыми), еще не принятой социумом, т.е. воспринимать ее, объективно и доброжелательно, а, в конечном счете, верно, оценивать и развивать (по существу и организационно-представительски) позитивные инновационные и новые знания-умения (одновременно борясь с антиидеями [4,5]); 

· сформировать и развить, до уровня способности и желания в дальнейшем самостоятельно действовать, развивать нравственно-духовные основы и вершины активной личной и социальной нравственной жизни; 

· познакомиться с основами творческой жизни и деятельности (факультативно, для желающих). 

Как показывает мировой и наш опыт, решение этих задач чрезвычайно актуально, т.к. оно определяет основные качества личности. Но решение будет не только не эффективно, а порой даже и невозможно, без использования ИИТ[1] и специальной системы сохранения и активизации новых идей (САНИ) [6] (необходимой для ее успешного функционирования), без освоения основ, а затем и вершин инновационного развития. Однако решение задачи инновационного развития весьма непростая проблема, а путь к ее решению представляется сейчас, как движение по сложному многоэтажному, инновационно и информационноемкому лабиринту. Тем более, что само инновационное развитие [1] - это сложный личностно-социальный феномен, имеющий несколько смысловых, функциональных значений: 

I – развитие инновационной сферы социального и личного характера, включающее исследование, создание, совершенствование, функционирование и системно, качественно полное развитие всех ее составляющих по всему инновационному циклу; 

II – развитие авиды[2] от ее инициации до информации и далее, до полной физической (сущностной), социально-личностной и коммерческой реализации; 

Ш – развитие любой сферы, ее части, особенно сложное и ответственное, если основанно на качественно новых решениях; 

ІV – общее развитие, на основе максимального, первоочередного, существенного использования (высшей) инновационной культуры; 

V - развитие личностное (инновационной культуры, инновационно-нравственной деятельности, как социальной, так и личностно-семейной). 

Специально выделим особенности инновационного развития в плане образования-обучения (VI), где оно должно быть реализовано в шести основных направлениях. Таких, как: 

• специальный личностно-социальный механизм само и социального (и коллективистского) развития, реализации личности, т.е. студента, ВУЗовского коллектива, их близких и родных; 

• предмет изучения и практического освоения инновационной сферы, соответствующей инновационно-нравственной деятельности; 

• динамическая социально-специальная составляющая специальных учебных дисциплин и наук в высшей школе; 

• освоение новых педагогических методологий, методик, концепций, технологий, систем, приемов, …; 

• методология и средство практического освоения научных знаний, умений; 

• проведение Праздника Прометея [7], как показ синтеза и итогов инновационно-нравственной личностно-социальной деятельности, основанной на сотрудничестве, взаимопомощи, активном личном и социальном стремлении к созиданию,[3] как способ привлечения к ней новых активных участников и пользователей ее результатов. 

Очевидно, что реализация такого понимания инновационного развития в полном объеме, под силу только социуму в целом. Однако, хотя школа является началом начал, и она может и должна озадачивать, еще зачастую не осознанно, подсознательно проблемами, задачами и возможностями инновационного социального и личностного развития в полном объеме (хотя, конечно, еще в расплывчатом представлении, когда многое еще надо понять, открыть, развить), но именно ВУЗ должен обеспечить уже осознанное и основательное усвоение инновационной культуры, помочь обозначить свое место и цели инновационного развития каждого конкретного студента, возможно, и их групп. 

Более того, инновационная культура отличается и тем, что, включая в свой спектр деятельности все имеющиеся специальные, но привычные виды деятельности (однако, в инновационном качестве – «мышка» помогает вытянуть «репку», но т.к. это невиданная ранее «репка», этот труд тоже нередко приобретает новые, инновационные качества, которых раньше могло и не быть или не были осознаны), она может потребовать совершенствования всех составляющих инновационного процесса, системы, культуры, 

наконец. И эта «капля», может оказаться не только последней, решающей, но и началом нового направления, способом решения, как показывает история, даже стратегической задачи. 

Как показал лауреат Нобелевской премии И.Пригожин - индивидуальная активность сейчас во­все не обречена на бессмыслен­ность, и чем сложней система, тем важней и ответственней, даже решающей, может быть деятельность любого, т.е. заранее не предсказуемого, человека. Тем более – организации и особенно ВУЗа! 

Но каждый человек, каждая организация, входящие тем или иным способом в коллектив ВУЗа, действующие в ней, желательно, должны видеть все возможности, весь объем задач-проблем-возможностей, все меню из которого они могут выбрать-найти свое: то, что они считает нужным, важным, интересным, соответствует их личностно-социальным возможностям, талантам, совести… Увидеть, почувствовать свою (своего окружения) жизненную созидательную, достойную гордого человека личностно-социальную перспективу. В ВУЗе или потом, на жизненном пути - может возникнуть душевно-социальный резонанс. Но озадачивать, в полной мере, надо уже в ВУЗе, чтобы этот стержень души и ума дал себя почувствовать, успел прорасти. Тем более, что потом такой возможности уже может и не быть. Или опоздает… Думается, что вполне очевидна неисчислимость и невосполнимость потерь для личности, общества и организации огромного разнообразия и величины не реализованных талантов, включая и результаты их инициативной творческо-инновационной деятельности. В Институте ботаники НАНУ им. Н.Г.Холодного на стене висит следующая мысль: «В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитал, теперь все решает уровень (и качественные особенности –Авт) образования и объем накопленных обществом знаний, а посему совершенно очевидно, что в ближайшие годы, процветать будут те государства, которые сумеют превзойти других в освоении новых знаний (и умений – Авт.)» (подписано: Фарель, Мандал, Пеннар). Поэтому человеческий потенциал признается главной составляющей национального богатства, а Национальная инновационная система – основным, решающим механизмом его формирования, развития и реализации. 

Кроме того, выступая в КГУ им. Т.Г. Шевченко, декан экономического факультета МГУ (г. Москва) А.А.Аузан, отметил, что сейчас известны и функционируют шесть механизмов социализации: семья, армия, школа, язык, культура и тюрьма. Все явственней становится острая необходимость создания еще одного социального механизма, ответственного за социализацию, т.е. за способность социально-личностно инициировать, социально сохранять, развивать и реализовывать позитивные, социально и личностно важные-нужные, творческие и инновационно-нравственные результаты, независимо от социального статуса личности, а только от значимости предлагаемого. 

Покажем особенности направлений инновационного развития в сфере образования и формирования, развития нравственности (важнейшего условия человечности инновационного развития), как личностной, так и ее социальной составляющей, которые взаимно обусловлены. 

Э. Ильенкова, одного из наиболее глубоких философов второй половины ХХ века, совершенно справедливо беспокоила проблема слабой связи образования с практикой, с жизнью, формализация процесса получения знаний [8]. Эта задача сейчас особенно актуальна. Одним из самых эффективных путей ее решения является объединение образовательного и реального инновационного процессов. В частности, за счет активного участия студентов в сборе, оценке, развитии инноваций (т.е. «сырых», недозревших, не отвердевших в состояние «абсолютных» истин). Заметим, что такое участие возможно и необходимо в самых разных ролях: от участия в инициации, сборе, идей до создания демонстрационных, действующих моделей, участия в содержательной оценке (идей, разработок), их развитии (содержательном, организационном, информационном, художественном[4], экономическом, правовом) и т.д. Поле бескрайнее, необозримое. Одним из актуальнейших направлений сегодняшнего дня, является совместное освоение инновационно-творческого потенциала пожилых. Очевидно, что многие из них располагают (а вместе, тем более) огромным запасом идей, инноваций, организационных возможностей, а и физической, поисковой, познавательной и созидательной энергией обладают молодые (студенты, аспиранты). Такой союз может и 

должен дать неоценимый исторически, возможно, неповторимый (как было с духовно-нравственным богатством знаний, умений, отношений, собранном, выработанным и накопленном, в течение веков, греками [9]) познавательный, созидательный, образовательный, нравственный, экономический и социальный результат [10,11]. 

Однако, нужно знание того, что работа с авидой не только очень важное, но и ответственное, а, возможно, и чрезвычайно ответственное дело, направление деятельности человека, ВУЗа, социума, всей жизни (в конце концов), которое требует определенных специальных знаний, навыков, организационно-технологического и душевного совершенства, и не только у отдельных лиц, а и у коллективов, у всей страны, мира, включая и их гиперструктуры. И эту основу, направленность и содержание всякого развития (т.е. то, что формируют инновации, новые идеи, новые результаты во всех областях жизни и деятельности человека и общества, которые несут инновации и те, кто их реализует) нужно формировать, необходимо осваивать, как говорится, всерьез и надолго. Гуманитарным наукам, особенно социологии, психологии, правовым, управленческим и экономическим наукам, философии, специалистам по этике надо глубже исследовать феномен инновационной культуры [12], его организационную, нравственную и технологическую компоненты, влияние на профессиональную и общественную деятельность людей, искать эффективные средства против косности, бюрократизма, устаревших и вредных систем, трусости, лености мысли, стяжательства и других пороков, социальных и личностных, мешающих позитивному обновлению. И наоборот – разрабатывать и своевременно созидать системы, механизмы, алгоритмы развивающие человека, социум, природу. При этом всесторонне вовлекая, в этот творческий и инновационный процесс, молодежь – на лекциях, в свободное время, в выдаваемых ей заданиях, используя как основной, так и факультативный процессы. 

Но в обязательном порядке, в сочетании с широчайшей, всех и всёохватной активной нравственной деятельностью, которая является обязательным условием и средством нормального инновационного развития, получения действительно полезного, нужного конкретным и всем людям, обществу, инновационного продукта, причем, опять–таки, самого широкого спектра. 

Но, конечно, каждый ВУЗ занимает особое место в этом многообразии. Например, возможности и особенности его участия в инновационном процесс, деятельности, очевидно, существенно отличаются для гуманитарных и с естественнонаучным (исследовательским) или техническим (созидательным) уклоном. Если в первом случае в ВУЗе могут подключиться или взять на себя ведущую роль в качестве создателей социальных механизмов (изобретений), сначала локальных, а потом и общих, в том числе юридических и экономических законов, механизмов или в качестве журналистов, сценаристов и иллюстраторов некоторого изделия, процесса, требующих ускоренной доброжелательной, объективно-всесторонней оценки, развития, реализации, умелого, приносящего пользу, использования. А вот процесс, создание изделия, устройства для научного опыта – это может быть прерогативой уже иных школ (создание модели, формирование и исследование процесса и т.п.), но тоже очень нуждающегося в поддержке социогуманитарного сектора. 

Другая возможность освоения инновационной культуры – внесение инновационной составляющей в изложение традиционных (и любых других) предметов. Ведь законы физики, экономики, социальных и правовых систем, биологические знания, произведения литературы и искусства, да и все остальное, не рождались, как правило, легко и непринужденно. В очереди за ними никто не стоял. Более того: Логика, обусловленная современной технологией и организацией, структурой инновационного процесса, такова, что «... чем существенней полученный автором результат для развития данной научной области, тем вернее рукопись будет отклонена рецензен­том как бесполезная... И, следовательно, творческие результаты, обладающие наи­большей, особенно принципиальной новизной, наименее проходимы. А это означа­ет, что наиболее эффективные, социально ценные идеи мы рискуем оставить за бортом» (Е.З. Мирская. Механизм восприятия и оценки нового знания// Вопросы философии, 1977, №12; 1979, №5). 

В таких условиях для «деда» и его «репки» ценность даже «мышки» очень высока. Ведь без нее ее не вытащить. Поэтому надо воздавать должное, не забывать, а показывать, помнить тех людей, те организации, которые способствовали (или мешали!?) созиданию действительной культуры. Это очень важно – автор творит чаще всего не в социальном вакууме. И такую память тоже надо развивать, обогащать, ценить. Изложение предметов с показом сущностного созревания формулы, картины мира (на языках науки, искусства), как процесс борьбы и действия разных людей, организаций, народов интересов – задача, возможно не менее важная для дальнейшего развития человека и социума, чем анализ и запоминание полученного конечного результата. 

Конечно, в современных радикально отличающихся условиях и возможностях (позитивных и негативных) жизни и деятельности, очень важна разработка и изложение новых знаний, умений, технологий, более эффективное освоение «старых» (лучшее усвоение, за сравнительно меньшие затраты времени и интеллектуальных усилий), которые, в свою очередь, нуждаются в новых педагогических технологиях, приемах, методах, методологиях, системах и концептуальных конструкциях. И здесь инновационная культура должна обеспечить выход « в свет» только лучшего и действительно полезного-необходимого, но в зависимости не столько от социального статуса автора, сколько от действительной социально-личностной ценности и актуальности предлагаемого. Заложенная в системе САНИ методология и алгоритмы оценки предлагаемого, работы с авидой, позволяют решать эту важнейшую задачу и.р. несравненно более эффективно, чем на современной методологической, духовной и организационной основе [5]. 

Одной из новых и очень важных возможностей, является включение ВУЗа, студентов в творческо-инновационную деятельность старших и особенно пожилых людей, располагающих сейчас, как показал опыт деятельности Украинского Центра сохранения и активизации новых идей (УЦ САНИ), огромным инновационным и творческим потенциалом, при постоянно уменьшающихся физических возможностях. Но ими в избытке располагает молодежь, студенты. Это позволит не только реализовать результаты, имеющие мировое значение (Центр располагает такими инновациями), но и глубже усвоить, основываясь на практической деятельности, связанной с развитием инновации, чего-то нового, требующего поэтому не формального, а творческого, вдумчивого подхода, действительного понимания предмета (литературы, социологии, педагогики, философии развития, истории), необходимого, включенного в процесс развития инновации, авиды [10,11]. 

Инициация, восприятие (социализация), развитие идей мощное, ничем не заменимое средство социально-личностного развития личности, в том числе и как способ обучения и освоение навыков отбора и развития-реализации позитивной инициативы 

Значение и роль отношений в среде, окружающей гения, творчески активного человека, разнопланово показал К.Э. Циолковский в работе «Гений среди людей»[13]. И в основном, надо отметить, все это происходит на фоне дремучей инновационной неграмотности. 

Становится все более очевидным, что с помощью одних инвестиций невозможно преодолеть инновационную стагнацию. Еще в 1995 г. комиссия западноевропейских экспертов оценила состояние инноваций в Европейском Союзе, как неудовлетворительное. (А постепенное затухание инновационной деятельности продолжается, что и было отмечено на европейском форуме «Manufuture – 2013»). 

По их мнению, изложенному в специальной «Зеленой книге», традиционная Европа подозрительна и ее предприятия склонны уходить от риска. На инноваторов смотрят как на надоедливых людей, всячески отмахиваясь как от «мух» Они не только уязвимы с самого начала, но и наталкиваются на бесконечные препятствия своему творчеству. Пробивать свой путь через существующую канцелярщину, волокиту – словно проходить сквозь строй. Эксперты ЕС приходят к следующему выводу: «Вследствие этих и других причин идея, даже самая плодотворная, большей частью гибнет. В лучшем случае хорошая мысль тормозится и задерживается на десятки и сотни лет… Человечество же остается в страшном убытке…» [14]. 

Чиновников, руководство можно понять: эти люди перегружены текущей работой, обеспечивающей день сегодняшний. Более того, они ответственны именно за сохранение существующей системы (социальной, научно-технической). Ясно, что нужно, как при операциях на сердце, шунтировать, создавать специальный канал для обработки и подготовки инициативы к восприятию ее теми, кто отвечает за конкретную организацию, страну. Наполнив этот канал, систему людьми, специально подготовленными и отобранными для этой непростой деятельности, постоянно связанной с новым, с людьми заряженными идеями. Которых тоже, по мере усталости, проявленной профессиональной слабости, надо периодически заменять и поддерживать ореолом не формализованных, не включенных в штат, энтузиастов (в том числе и из числа авторов), людей-учеников не безразличных, обладающих разнообразными талантами, способных и на бескорыстное действие, сотрудничество. Причем, если для действующих на постоянной основе, клятва Прометею [15] весьма обязательна, то для внештатных сотрудников – весьма желательна. Ведь речь может идти и об очень важном для автора, его семьи, для мира, в конце концов. И надо очень бережно, уважительно относиться к любому предложению-идее, к любому человеку, пришедшему со своей находкой. 

А именно, независящая от социальных ресурсов автора, возможность зарегистрировать свою идею и развивать ее только в зависимости от ее социально-личностной значимости и позитивности, возможность посильного активного участия в этом процессе любого желающего, конечно, с согласия автора, и при условии соблюдения требований-пожеланий клятвы Прометея, является важнейшим, ключевым условием формирования и позитивного развития личности, неформальных и обычных коллективов. Конечно, это не простой путь – но чрезвычайно интересный и насыщенный, ориентированный на достойное будущее человека, родной школы, Родины, Человечества. Путь и соответствующие средства, позволяющие успешно решать задачу преобразования, развития человека в Человека. 



Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. 


_______________________________

Примечания

[1] ИИТ - инновационная информационная технология [1], т.е. технология работы с инновационной информацией и ее носителями (идеями, инновациями, их авторами и представителями – инноваторами). Инновационная информация [2,3] отличается, в частности, большой степенью неопределенности (ее научность, эффективность, реализуемость, полезность и т. д.), инициативности (восходящей, межотраслевой, внешней по отношению к организации).. 

[2] Авида (элементарная "частица" инновационного процесса) – АВтор и ИДея, как правило, неразрывное целое в инновационном процессе, объект («сырье») и субъект, с которым взаимоактивно работает инновационная информационная технология и система САНИ. 

[3] Деятельность основанная на принципе «делай (!) другому т (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (и как)». 

[4] Интересным, важным примером необходимости художественного обеспечения, поддержки инновационного развития, является идея создания специальной серии популярного мультфильма о приключениях казаков, озадаченных какой-либо идеей (или разными по уровню значимости). Это предложение с интересом выслушал создатель этих замечательных серий В.Дахно. Однако, именно отсутствие нужного сценария не позволило реализовать эту важную идею.

Литература 

1 Джелали В.И. Инновационная информационная технология – основа инновационной культуры// Укр. журнал медичн. технiки i технологiï. – К.: 2007. – ч.1, №1. – С. 66-77; ч.2, №2-3. – С. 30-52. 

2 Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура – основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор. – №4. – К.: 2002. – С. 5-11. 

3. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновационная информатика – сущность и структура// Мiжнародна конф. «Сучасна інформатика: проблеми, досягнення та перспективи розвитку (тези доповідей) (присвячена 90-річчю від дня народження акад. В.М. Глушкова).- К.: Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАНУ.- 2013.- С.224- 226.- 316с. 

4. Титаренко А.И. Антиидеи (опыт социально-этического анализа)// М.,- ИПЛ.- 1976.- 399с. 

5. Джелали В.И., Гавриленко С.И. Инновационная деятельность и универсальная ответственность эксперта// ВiР. – К.: 2009. – ч.1, №5. – С. 18-25; ч.2., №7 – С. 4-11. 

6. Морозов А.А., Джелали В.И. К концепции инновационной составляющей национальной безопасности (предварительные замечания, исследование)// Математичнi машини i системи. Наук. журн. – К.: 2011. – ч.1.: №2.– С. 182-192; ч.2.; №3. – С. 146-159. 

7. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века// Iмiдж школи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтований посiбник) – К.,1999. – ч. II. – С.17–41.(Трибуна, № 11-12. – К., 1991. – С. 17-18; // Журналист, №44, 45. – Х. – 1997). 

8. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах// К.: Час-крок. – 2006. – 312с. 

9. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия (Петроград, 1918). – К.: СИНТО. – 1993. – 128с. 

10. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей// Укр. журн. мед. техніки і технологіï.– №3-4. – 2005. – с.15-24. 

11. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. – Chisinau. – 2013. – C. 130-133. 

12. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Кислов В.В. Методологии фундаментальных исследований инновационной сферы// Стратегiя розвитку України. Науковий журнал.- №1-2. – К.: Книжкове видавництво НАУ. – 2007. – С. 315-334. 

13. Циолковский Константин. Гений среди людей// 1918. – Начало формы (написана). – Терминатор. – №1. – 1994. – С. 10-20. 

14. Николаев А.И. Инновационная культура – стратегический ресурс нового века. Институт стратегических инноваций. – М.: 2001. – 15с. 

15. Джелали В.И., Воронин А.Н, Моисеенко В.В., Баранов Г.Л., Гаврилова Н.Л., Селиванов Ю.А. Создание опорных зон инновационной деятельности на предприятиях космической отрасли (Разработка концепции инновационной информационной технологии…)// Н.-т.. проект ИКИ НАНУ и НКАУ и УЦ САНИ по договору с Минобр. и науки. - № 06.01/00190. – 1997.-2000. 

. ОПУБЛИКОВАНА ( с небольшим исключением – красным): Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. ИИТ¹ для решения задач социогуманитарных вузов// Проблеми науки. (Проблемы науки. Problems of science). Мiжгалузевий наук.-практ. журнал.- №11-12. -К.: 2014.- С.61-66. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий