понедельник, 18 ноября 2019 г.

Об основной и первоочередной

            
Об основной, первоочередной задаче современности

— Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали                                                         Д. Кук, 2000
— Если варвары живут сегодняшним днем, то мы должны брать во внимание вечность                                                                                         Цицерон
— Тому, кто не овладел наукой (и делом – авт.) добра, всякая иная наука вредит.                                                                                                                                                   Монтень
   Изучая литературу  прошлого и нынешнего веков, необходимо отметить, что в них, как говорится, красной нитью проходит одна и та же мысль, буквально требование - установка на неотложное решение одной и той же задачи. Которую сейчас, иначе как сверхкритической, не назовешь.

  Напомним, что пишет Т. де Шарден в замечательной книге «Феномен человека":  "Человек никогда не сделает ни одного шага в  направлении, которое, как он знает, бесперспективно. Вот он как раз тот недуг, который нас беспокоит. 
…но что же требуется, как минимум, чтобы лежащий впереди нас путь мог быть назван открытым? Только одно – но это всё! Чтобы нам были обеспечены место и возможность реализовать себя, т.е. прогрессируя (прямо или косвенно, индивидуально или коллективно) раскрыть до предела самих себя.

Элементарный запрос, минимальная плата, за которыми, однако скрывается огромное требование. Отсюда то замечательное положение, что наш дух, благодаря своей способности открывать впереди себя бесконечные горизонты, может действовать далее, лишь имея надежду достичь какой-то стороной себя самого высшего совершенства, без которого он чувствовал бы себя искаженным, неудавшимся, т.е. обманутым».

  К такому же выводу пришел и А. Швейцер, человек высокой нравственной культуры, самоотверженно служивший людям и человечеству, в одной из лучших книг ХХ века, наполненной болью человека, глубоко осознавшего, исторически сложившуюся в мире после XVIII в., ситуацию: «Лишь в  том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях общественный прогресс». (Добавим: и личностный прогресс – как основа, первейшее средство и цель общественного прогресса).

     Но эти выводы, предложения, а по сути – и призывы, не вызвали должной реакции ни у исследователей, ни у созидателей, ни у тех, кто способен обеспечить разработку и создание необходимые для этого условий, систему, ни у тех, кто, казалось бы, должен адекватно воспринимать и всячески способствовать развитию и реализации на всех уровнях разработок, способных решать эту Задачу, поставленную Т. де Шарденом, А. Швейцером, а совсем недавно и известным ученым В.Казначеевым. Да и многими  другими широко известными и небезразличными людьми..  Более того, насколько  известно, и задача такая, что конкретно  для этого надо сделать-делать, чтобы все же этот процесс пошел?! - не ставилась и не ставится до сих пор. Что надо, чтобы эта задача решалась  должным образом и в реальные-нужные сроки, т.е., чтобы процесс пошел уже сегодня и с должным ускорением (количественным и качественным)?!

  Для этого, с точки зрения инженера, созидающего социум (следовательно – инженера-философа), нужно ответить на ряд вопросов:  - какие важнейшие задачи требуется решать в первую очередь. Из тех, от которых, в наибольшей степени, зависит наша способность выхода из Кризиса;

 - какое Общее дело требуется организовать, определяющее истоки и качество Жизни в первую очередь. Причем именно такое, которое способно решать названные  (Шарденом и Швейцером) задачи достаточно эффективно. Т.к. оно является именно тем звеном, за которое надо ухватиться в первую очередь, чтобы вытянуть остальное;
 - что нужно делать для того, чтобы избранное дело, направление деятельности выполнялось и развивалось в соответствии с требованиями времени. По масштабам, темпам  и качеству результатов своей деятельности.
   Ответом на первый вопрос представляется следующий перечень, данный  в соответствии с требованиями времени  (конечно, в первом приближении):
  - дело, которое надо выбрать, должно быть действительно общим, а, следовательно, быть объективно важным и субъективно понятным всем и каждому. И таким, которое формирует и развивает объективно позитивные, гармонично развитые качества личности, успешность жизни таких личностей, качества ее и социума. Кроме того, чтобы  активное участие в этом деле  давало ощущение необходимости его личного участия и уверенности в возможности такой деятельности (личностной и социальной), ее эффективности для дела и для его судьбы;

   - обеспечить возможность, перспективность этой деятельности  (по Шардену);
   - только одно – но это всё! Чтобы… были обеспечены место и возможность реализовать себя, т.е. прогрессируя (прямо или косвенно, индивидуально или коллективно) раскрыть до предела  самих себя. Элементарный запрос, минимальная плата, за которыми, однако скрывается огромное требование (выделено – авт.) (по Шардену);

 - индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях общественный прогресс (по Швейцеру);

 - Мы утверждаем, что именно вечное, бесконечное, неистребимое движение добра является той глобальной планетарной силой, которая объединяет сегодня человечество, независимо от геополитических, религиозных, экономических структур, и постепенно отмежевывает черные силы, которые сегодняшней коммерциализацией, личной экономической выгодой тормозят развитие (В.П. КАЗНАЧЕЕВ и коллеги). 

Заметим, что и добро должно быть обеспечено, способным действовать организовано, инициативно, целенаправленно,  в интересах всех и каждого, Оно должно быть прежде всего, даже не с кулаками, а быть действующим сообща, деятельным, инициативным, продуктивным и более эффективным, чем зло во всех жизненно важных отношениях. В том числе, суметь решить и предупреждение-проблему Ж.Ж. Руссо – «что нет такой законной выгоды, которую не превзошла бы  незаконная». А такая возможность реальна, при умелой работе с инновационно-нравственным потенциалом (всего населения и социальных структур, способных на это), ныне практически не работающим и не развивающимся. Скорее - наоборот. А именно здесь истоки многих нынешних бед;

  - Главная продукция и главный эффект благополучия государства и гражданского общества - это производство человека - человеческого капитала (В.П. КАЗНАЧЕЕВ и коллеги);
  - Интеллигенция сегодня должна объединяться, должна выдвигать и реализовать новые пути эволюции   (В.П. КАЗНАЧЕЕВ и коллеги). Добавим, с пониманием того, что ей самой с этой задачей не справиться, как и самому «деду с репкой»;
  -  Полное и свободное (в позитивном смысле – авт.) развитие каждого индивидуума — условие свободного развития всех.  (К. Маркс);
 - решение проблемы «Кассандра». В нынешних условиях – одна из центральных;
 - социально-личностная инициация, обеспечение инициативного творчества и инновационной деятельности, направленных на пользу, а не на выгоду;
 - преодоление «пазловости» (односторонности, узкой специализации) и овладение «голографичностью» (всесторонностью, гармоничностью) развития индивидуума и социума, о которых ярко, очень содержательно и с болью в душе писал ещё, по древнегречески разносторонне гениальный, Ф.Шиллер;
  - радикальный качественный экономический и здравосозидательный рост. Как за счет качества продукции, так и роста качественной новизны;
  - значительный качественный и количественный рост рабочих мест;
  - радикальное улучшение всесторонности и общедоступности обеспечения жизни с тем, «чтобы реализовать в каждом организме (в том числе и социальном смысле – авт.) идеал его рациональной сущности»  .Пригожин).

    Напомним, ЮНЕСКО  считало, что действительно, следует закладывать в планы основные слагаемые намерений, суждений и решений, принятых в Будапеште (1999г.), глобальную ролевую функцию ЮНЕСКО. В частности речь шла о:
  - «необходимости развития инфраструктур и содействия укреплению технологического и новаторского потенциала, создания надлежащих социальных механизмов основанных на участии населения;
   - расширении использования творчества людей, без какой бы то ни было дискриминации стран, групп и отдельных лиц. Сотрудничество между развитыми и развивающимися странами должно осуществляться в соответствии с принципами справедливости и взаимной пользы;
    -  необходимости обеспечения всестороннего участия неблагополучных групп во всех видах научно-исследовательских мероприятий, в том числе в разработке политики". 

     Отмеченное, конечно, менее очевидно, но все-таки «конкурентов», способных иными путем, средствами и с требуемой эффективностью решать перечисленные, важнейшие, определяющие существование всех и вся, задачи, похоже, не существует. Более развернуто доказывать нет возможности, однако,  отметим следующее: - фронт поиска и тем более инновационного развития, обеспечивающего плодотворность и качество творческого результата, его использование именно для созидания, а не разрушения, вырос многократно и как верно заметил Э. Тоффлер: «…системы формирования целей, основанные на элитистских предпосылках, просто больше не является «эффективными». …Ведь при сверхиндустриализме демократия становится не политической роскошью, а первейшей необходимостью»¹;

  - особенно важны для формирования ноосферы такие структуры, в которых человечество учится объединять усилия в решении общих задач;
   -  Подлинные творческие шедевры рождаются в единстве души и разума (В. Зеланд);
   - Из всех услуг, которые могут быть оказаны науке,  введение новых идей является  самой важной     (Дж. Дж. Томпсон);
  - многие уже заметили и осознали – всё начинается с идеи. Во многих смыслах именно идея – начало начал.  Более того: владеющий инновацией – владеет будущим! Каковы инновации – таково и будущее!  Иначе говоря, давно известна истина: что, как посеешь – то пожнешь. - С чем, куда и как придёшь - такая и рыбка из пруда будет!

       И важнейший фактор, необходимый для функционирования процесса решения Задачи и, соответственно, функционирования требуемой системы - активная нравственная деятельность (всей цепочки, которая помогает «деду», организовывает процесс и таки вытаскивает «репку»), важнейшее условие ее работоспособности, т.к. в начале инновационного развития автора и идеи (авиды), когда финансовый результат далеко не очевиден, или вообще не определяет качество, актуальность идеи, т.к. имеет иное социальное и личностное значение, поэтому  нравственный фактор, активный, обеспеченный, за счет экономической и организационной деятельности системы САНИ, хотя бы минимально необходимый, и массовый, – обязательное условие нормального инновационного развития как авиды, так и самой системы),  качества, полноты результатов и их позитивного использования.     Такая  и так проводимая нравственная деятельность – это и важнейший социально-личностный фактор. Ибо, хотя духовность и вторичный фактор в нашем развитии, но совсем не второстепенный, а сейчас – и определяющий.
  Кстати. Виктор Михайлович предлагаемую систему и поставленные задачи (тогда это были только ее основы) оценил высоко и сказал, что она очень нужна. Беседа была довольно продолжительной.

                                        Рекомендуемая литература

1.Джелали В.И. О книге «Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты» (В.И.Джелали, В.Л.Кулиниченко) Инновации (журнал об инновационной деятельности).- С.- Петербург.- № 01 (207).- январь.- 2016.- С.115-120.
2.Джелали В.И.  Об инновационной парадигме и позитивном использовании социального и личностного потенциалов// Инновации (журнал об инновационной деятельности).- Петербург.- № 12 (218).- декабрь.- 2016.- С14-15. 
3.Морозов А.А., Джелали В.И. К концепции инновационной составляющей национальной безопасности  (предварительные замечания, исследование)// Математичнi машини i системи. Науковий журнал.  К.: 2011. – ч.1.: №2.С. 182-192; ч.2. №3. С. 146-159.
4.Калитич Г.И., Джелали В.И., Андрощук Г.А. Идеи должны работать. Как использовать творчество каждого. К.: Знание.  1990.- 62с.
5.Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. Chisinau:  2013. C. 130-133. // Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.-К.-№5-6, 2016
7.Джелали В.И.  Система сохранения и активизации новых идей// Проспект ВДНХ УССР. –  К.: ИК АН УССР.- 1989. .
8.Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура – основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор.- К.: -2002.- №4.- С. 5-11. 
9.Джелали В.И. Инновационная информационная технология основа инновационной культуры// Укр. журнал медичн. технiки i технологiϊ. К.: 2007. ч.1. – №1. С.66-72; ч.2.   №2-3. С. 30-52.
10.  Кузнецов Э.И., Баранов Г.Л., Джелали В.И. Основы концепции инновационной базы развития космонавтики в Украине// Технологические системы - Научно-технический журнал.- К.: - №2.- 2014.- С.7-14.  (Переиздана: Джелали В.И, Кузнецов Э.И., Баранов Г.Л Основы концепции инновационной базы развития космонавтики в Украине//  Наука XXI столїття: ХаркIв авIакосмIчний.- Матерiали н.-пр. конф..-ХаркIв. Держ. наук. б-ка м В.Г. Короленка. -2016.- С.30-45.-  93с.)
11.Джелали В.И. О начале инновационного развития личности и социума (с позиций системной полноты)// Проблеми науки. (Проблемы науки. Problems of science). Мiжгалузевий науково-практичний журнал.- №10. -К.: 2014.- С.62-66. (Скачать в формате PDF -  - vir.uan.ua/archives/2015/VIR_4_2015_block.pdf  Джелалі В.І.)


Джелали В.И.
Vladimir Dzhelali dzelali@ukr.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий