четверг, 20 июня 2019 г.

Можно ли изучить системное мышление по учебнику самостоятельно?


Во-первых, из вёрстки учебник выйдет ориентировочно 4 июля, потом ещё пару недель на публикацию — всё начнётся через месяц. За этот месяц мы постараемся запустить задачи с проверкой на наших серверах. Насчёт видео — не уверен, хотя идеи какие-то на этот счёт бродят. Учебник плюс задачник -- это уже курс, по нему можно учиться хоть как-то. Просто читать учебник -- полностью бесполезно. Ну, и этот учебник -- не "самоучитель".

Учебник с задачником прошли, и вы после этого понимаете терминологию. Но вот реально использовать материал IMHO самостоятельно не научиться. У нас курсанты и студенты смотрят сначала, как один и тот же мыслительный аппарат применяется для разных проектов друг друга, а потом ещё и пытаются применить это мышление к своему проекту -- и научение происходит после этого, после практической работы. Результаты обычно удивительны (начиная с того, что целевая система всегда неожиданна для наших курсантов, даже в тех проектах, которые они ведут много лет). И вот тогда, после применения мышления к своему проекту (а лучше -- к нескольким), это мышление можно считать в какой-то мере освоенным. То есть учебник по езде на велосипеде только его чтением не проходится, нужно ещё поездить — и как это сделать быстро без присмотра кого-то, кто уже умеет ездить, непонятно.

У нас ещё были варианты не через прохождение курса (групповое обучение), а только через прохождение менторства (есть такая опция и при прохождении курса, но есть и прецеденты менторства без курса). По сути, это то же самое: ментор помогает готовить эссе по вашему проекту, т.е. даёт обратную связь.

Основная проблема при этом описана в самом учебнике: вы можете лихо решать задачи "из учебника", но вот поставить задачу (то есть найти в жизни объекты из учебника — чтобы потом с ними решить "задачу из учебника", но уже для жизни) нужно учиться отдельно. Можно быть отличником по физике и считать параболы падения для физических тел. Но если поручик Ржевский пнёт болонку, и она полетит низко ("к дождю-с!"), и вы не отработаете навык отождествления болонки с физическим телом, то посчитать для этой болонки параболу вы не сможете. Даже не догадаетесь, что это возможно. Вот с системным мышлением и его самостоятельным изучением это главная проблема — научиться отождествлять жизнь и учебник, а не просто понять, что в учебнике написано.

И при этом, конечно, жизнь полна исключений. Найдутся какие-то люди, которые прочтут учебник, литературу по ссылкам (в нём 234 ссылки!), при этом будут иметь достаточный кругозор, чтобы понимать, о чём там говорится. А затем эти люди потратят много часов на попытки думать системно в своих проектах. И у них, конечно, всё получится. Но я думаю, что таких людей будут единицы.

Это основная проблема в масштабировании. Увы, "онлайн-курсы" не учат, а учат только реальные проекты -- и желательно пройти парочку-троечку из них с уже знающими предмет людьми. Это верно для физики, для программирования, для системного мышления.


Комментариев нет:

Отправить комментарий