Предварительное исследование и предложения
... в XXI веке наука должна стать всеобщим достоянием на благо всех народов на основе солидарности. — Наука для XXI века [1].
Высшие формы психизма физически требуют крупных мозгов. — Т.де Шарден
В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить. — Сократ
1. Характеристика инновационного процесса и развития
Представление об инновационном процессе (его достоверность, инженерный подход, системная полнота [4], соответствие современной ситуации) является основой представлений, технологии, организации, их эффективности и позитивности результатов.
Инновационный процесс (ИП) развивается на трех уровнях:
I. на индивидуальном уровне авиды1 — процесс необходимый, определяющий и образующий зарождение идеи и автора[1] [2] [3] — рождение, развитие, совершенство, зрелость (социальноличностная) авиды;
II. на социальном уровне — процесс выработки, создания, развития — совершенствования социально-личностной инновационной системы, включая, в первую очередь, специальные технологию работы с авидой (в качестве ее объекта и субъекта), соответствующую структуру и управление, а также духовно-нравственную основу, атмосферу функционирования, деятельности, предназначенных для обеспечения условий, процессов инициации, зарождения, генерации, развития и позитивного использования авид;
III. на личностно-социальном уровне инноватора — физического и/или юридического лица, которое систематически, осознанно, профессионально, в составе специального штата или активно, добровольно, самодеятельно, а, возможно в составе системы САНИ (сохранения и активизации новых идей) или случайно, эпизодически, неявно, неосознанно, неподготов- лено, вне специальной организации, но принимает, в той или иной степени, участие в деятельности, влияющей на инновационный процесс, на инновационной развитие конкретной авиды и/или инновационной системы.
ИП состоит из ряда основных этапов, образующих инновационный цикл (ИЦ), который проходит инновация в ходе своего жизненного пути.
ИЦ, является элементом ИП, определяющим ход развития авиды. Полный цикл ИП включает все основные составляющие ИП (см. рис. 1)
На индивидуальном уровне:
инициация (I) ^ генерация (частично)(М) ^ далее личностно-социальные:
сбор авид (III) ^ прием (IV) ^ сохранение идей(V) ^ защита (юридическая, организационная, технологическая) (VI) ^ оценка (содержательная и личностно-социально-коммерческая) (VII) ^ активизация4 (развитие по существу, по форме, организационно, для улучшения восприятия) (VIII) ^ реализация (IX) ^ использование (позитивное) (X) ^ консервация (XI)
Рис. 1. Инновационный цикл5 (в виде последовательности этапов инновационного развития автора и идеи)
Вполне очевидно, что результат инновационного процесса, в ходе прохождения очередного этапа, являясь конкретным «обновлением» (инновацией), формируется как разный и, порой, очень существенно: содержательно, по форме и оформлению или организационно (включение в организационные, информационные структуры, связи — например, получение патента и т.п.). Хотя и иное не существенное изменение бывает очень революционным («Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение всех сфер жизни...» — Т.де Шарден — о появлении человека). Т.е.
ИННОВАЦИИ- нечто новое, многообразные состояния его в любой форме и сфере человеческой (и иной) жизни, в том виде (по форме и существу), который оно имеет в соответствии со стадиями творческого (созидательно-исследовательского, художественного), поискового, генетического или случайного развития и использования. Принимает, как необычный, трудно воспринимаемый вид идеи, так и более привычную форму патентов, чертежей, публикаций. Т.о., это результат процесса (нередко, длительного и запутанного, противоречивого, парадоксального), а не нечто постоянное, одномоментное, окончательное.
Современное инновационное развитие (его возможности, личностные и социальные требования к нему, проблемы собственного и социального развития), наверное, по всем основным составляющим, радикально отличается от развития эпохи НТР: — еще в 70-х годах Э. Тоффлер [5] обратил внимание на то, что человечество скорее погибнет не от экологической, ядерной катастроф, а не от истощения ресурсов. По его мнению, самая реальная опасность — это инновационный шок, шок от будущего, которое в его представлении, а оно все более становится таковым:
- угрожающим, не воспринимаемым, отторгаемым (часто неосознанно), без знания, как бороться, что делать, что нужно для того, чтобы успешно созидать Красоту, Добро на основе Истины, ради Гармонии, расцвета, раскрытия потенциала Жизни (в целом) и каждого в отдельности;
4. Т.е. речь идет о разноплановом развитии, нуждающемся в самых разнообразных специальностях, талантах, возможностях, зачастую непредсказуемых (но с включением, нередко обязательным, нравственных и творческих свойств), и тоже, зачастую непредсказуемых, людях и организациях. (И в этом сложность организации ИП). В конечном счете, включается весь спектр освоенных людьми, социумом видов деятельности и специальностей, умений. Или создаются новые. При этом, конечно, требуется сотрудничество, помощь, которые совершенно неоценимы, важны для развития авиды — будь это помощь «бабки» или «мышки». Т.к. без них очень и очень многие авторы «свою» «репку» не вытянут.
5. Мы считаем, что чрезвычайно важно, системно полное представление о составе и последовательности
операций с авидой, составляющих инновационный цикл, необходимых по отдельности и достаточных для получения своевременного, надежного и позитивного результата. Конечно, при условии соблюдения и качественной полноты [4] всех этих составляющих.
- действительно, раньше, новое ассоциировалось исключительно с добром (новое — значит обязательно (!) лучшее), т.к. оно не несло угрозу жизни и здоровью (за исключением средств ведения войны). Сейчас все больше инноваций, обеспечивая максимум прибыли (за минимум времени и затрат) несет неуловимую угрозу жизни, здоровью, психике, нравственности [6];
- к тому же понятие свободы — одного из базовых, целевых составляющих социальноличностного и инновационного развития, более того — определяющего фактора устойчивости социального движения, —сведено сейчас к очень узкому представлению, исключительно к «свободе от». Потеряв, таким образом, вторую, не менее важную, составляющую свободы (созидания) — «свободу для», включая, следовательно, и фактор ответственности!
Нами предлагается следующая формула свободы (С) [7], дающая конструктивное и несравненно более полное представление об этой важнейшей составляющей личной и социальной жизни6:
С = Н X В X р х Ц х О ,
где
Н — знание жизненной необходимости (личной и социальной);
В — знание возможностей учиться, мыслить, творить, реализовывать (инновационные знания), действовать, умение ими пользоваться;
Р — располагаемые и предоставляемые ресурсы;
Ц- цели (задачи), ради которых используются составляющие свободы. Действительная свобода возможна и нужна только на службе достойной цели, иначе личность уничтожается, гася свои духовные возможности («Дух, любящий только самого себя, есть атом, плавающий в бесконечном пустом пространстве» — Ф. Шиллер [8]);
О — ответственность за то, как воспользовались предоставленной свободой.
В биологии известно, что, если в организме взрослого человека, насчитывающего 50.000 млрд. клеток (в норме, благодаря согласованному взаимодействию обеспечивается гармонический процесс), клетка не выполняет нужную команду, то гармония нарушается и возникает болезнь. Система теряет устойчивость;
- чрезвычайная трудность научной и тем более бытовой оценки возможности позитивного использования новых и, особенно, качественно новых продуктов промышленности, фармацевтики, сельского хозяйства, тем более сложная и нереальная в условиях массовоглобальной погони (отдельными лицами, предприятиями и, даже, государствами) за наибольшим финансовым результатом, все более ускоряющейся подачи инноваций потребителю. И при все меньшем стремлении к ответственности (разработчиков и всех участников инновационной цепочки), к проверке безвредности предлагаемого необходимыми для этого специальными средствами, которые становятся все чаще и все более дорогими, продолжительными;
- системная, процессная и качественная неполнота представлений об основных понятиях, социальных системах, характерный признак и одна из основных причин неэффективности и неустойчивости социального развития.
Особенно это характерно и важно для современного инновационного, нравственного и здравосозидательного развития — во многом определяющего социально-экономическое и политическое.
Тем не менее, несмотря на то, что:
- инновационная ситуация чрезвычайно изменилась (количество новых идей, творцов, инноваторов; потребность в инновациях; их сложность и взаимосвязанность ранее совершенно автономных научных, технических, социально-гуманитарных сфер; ранняя и глубокая специализация, приводящая к неспособности воспринимать идеи на стыках, тем более отдаленных наук; необходимость широчайшего участия разноплановых инноваторов в иннова-
6 Наверное, очевидна, принципиальная и практическая разница представлений о свободе и соответствующих требований к организации жизни-деятельности, при условии стремления к системной полноте, особенно, в сравнении с известной «формулой»: «свобода — познанная необходимость».
ционном процессе и в действительной демократизации всех сфер [9,10] (т.е. практического, реально обеспеченного, деятельного участия в подготовке и реализации эффективных и прогрессивных решений, особенно в критических личностных и социальных ситуациях...);
- еще В. Вернадским [11] замечен тот факт, что количество и качество научной информации, полученной инициативно (и вне специальных структур) сопоставимо с объемом и качеством, полученным в базовых организациях, ответственных за науку в целом и проводимых под руководством администрации. Однако, система способная работать с резко возросшим объемом и тем более с инициативным инновационным массивом, в мире отсутствует. Разработанная автором в Кибцентре НАНУ (при широкой и разноплановой поддержке, т.е. активной инновационной деятельности, многих сотрудников Кибцентра и иных Киевских ор- ганизаций)системно полная технология, соответствующие система САНИ и инновационная культура, в силу большой инновационной емкости и отсутствия мировых аналогов, несмотря на положительные многоплановые и очень важные, актуальные результаты, подученные при экспериментальной эксплуатации, высокие отзывы многих авторитетных ученых, реализуется крайне медленно. Хотя, как показано в наших работах, например, [2, 3, 6, 12-17] — это важнейшее, первоочередное средство социально-экономического и духовнонравственного развития, выхода из системного кризиса, т.к. органически увязывает инновационную, нравственную и социально-экономическую деятельность физических и юридических лиц, всего социума.
К тому же эта система способна вырасти в, очень нужный, социальный интеллект, в «крупные мозги» [17-19].
А инновационное развитие Украины, несмотря на обилие диссертаций, социальнополитической активности и, многократно заявленной высшим руководством страны и науки, чрезвычайной важности инновационной стратегии, буксует, «забалтывается» (по справедливому выражению, тогда депутата ВС, потом губернатора Херсонской обл. В.А. Демехина). Впрочем, как и во всем мире.
Несмотря на, казалось бы, значительно более высокий объем инновационной продукции, не многим лучше обстоит дело и на Западе. В США, где инновационная система, по мнению ведущих ученых-экономистов, сыграла в ХХ в. самую важную роль, однако она, и это факт, не трансформировалась в систему образца XXI в., требуемую для эпохи инновационного развития [53]. Европа, констатировав неудовлетворительное состояние инновационной культуры — «махровая антиинновационная культура», и поставив цель к 2010 г. стать наиболее динамичным научным центром в мире [20], тем не менее, не дает оснований, чтобы говорить про создание реальных условий для инновационных прорывов, который действительно сделал бы общеевропейскую экономику более динамичной и человечной [17];
Нельзя не отметить особую важность для позитивности и эффективности инновационного развития, устойчивости социального, также чрезвычайную слабость активной нравственной деятельности всех людей и организаций [2,6,9].
Отметим, в связи с этим, три момента, характеризующих ситуацию:
1. Ситуативный: «Программа цивилизации провалилась, Совесть потерпела крах» («Шпигель»). «Нравственный Чернобыль» (акад. Д. Лихачев) [21-26];
2. Содержательный: «Много лет занимаясь профессионально в области качества, начинаешь все острее ощущать и понимать, сколь велико духовное начало в создании качественного продукта и его эффективного использования» (А.В. Гличев, один из самых авторитетных ученых в Европе в области качества). Естественно, и для устойчивого развития!;
3. Рекомендательный: «В условиях резкого повышения вооруженности знаниями, умениями и ресурсами человек, социальные системы становятся необыкновенно могущественными, что при нынешнем... разрушении... моральных устоев может представлять не только благо, но и большую опасность. В связи с этим необходимо кардинально пересмотреть этические аспекты формирования инновационной культуры...» [26].
Таким образом, мы можем констатировать формирование весьма реальных ножниц. Одно лезвие — фантастические технические и технологические, научные, организационные и финансовые возможности, способные радикально изменить основы (созидания) крушения мира, второе — массовое, глобальное разрушение морали, самого понятия ответственности, веры в добро и, более того, ускоренное, всемерное развитие сатанизма, способных в любой момент перерезать пуповину Жизни.
2. Характеристика и протекание процесса оценки. Роль и заинтересованность эксперта, ответственность за результаты оценки
Оценка результатов творчества, случайных ситуаций и инновационной деятельности, требуемой на всех этапах инновационного процесса — одна из важнейших функций, задач и видов деятельности личности и социума, оказывает в целом (и, если иметь в виду, конкретную авиду), в частности, глубокое стратегическое и тактическое влияние на социальное и личностное развитие.
Справедливая, объективная, надежная, доброжелательная (иначе, во многих случаях, до сути идеи не добраться, не понять автора), всесторонняя, доступная для всех и всегда оценка (т.е. процесс оценки и ее результат) — такой хотят ее видеть авторы, инноваторы, такой она объективно нужна социуму (включая такие его составляющие, как семья, школа, организация, страна, международные организации). В современной жизни ключевую, базовую и, что очень важно, монопольную роль7 играет экспертиза и эксперт8 — как методология, способ и средства (лицо, индивидуально реализующие оценку), как фактически единственный (методологически) способ оценки получения знаний о смысле, значении инновационного результата и на любом этапе его жизни, будь то замысел, рождение, развитие или использование. К тому же независимо от степени ее (авиды) зрелости, обеспеченности ресурсами, средствами убеждения, доказательств реальности, целесообразности, полезности, своевременности, эффективности.
Оценку экспертной методологии — единственной, используемой у нас и в мире, широко распространенной в науке, в быту и предпринимательстве, — охарактеризовали с разных сторон и в разное время известный американский организатор производства Г. Форд и известный советский писатель А. Крон. Процитируем:
«Специалисты вредны тем, что они скорее других найдут недостатки всякой новой идеи и тем самым помешают ее применению (выделено — авт.). Они так умны и опытны, что
7 Ролевые функции, которые выполняют специалисты-эксперты (по своей воле или по заказу, по должно
сти), существенно, качественно разные:
— он может вынести приговор окончательный для авиды (т.е. исполнить роль судьи, но без института адвокатуры, и у автора не всегда хватит специальных знаний, душевных и материальных сил, социальных возможностей, уверенности в себе и в идее, чтобы «обжаловать» принятое, часто и без его участия, решение — рецензию), будучи администратором, редактором, инвестором;
— он может искать и озвучивать только недостатки, сомнения, неуважение к работе и автору (роль прокурора), правда, нередко даже не выслушав автора, не потрудившись разобраться в предлагаемой инновации, в ее результатах, возможностях и направленности развития авторской мысли, в его возможностях;
— представлять один из вариантов возможного развития, будучи в роли «только» советника, консультанта.
А может случиться и так, что роль эксперта, как личности, способной самостоятельно оценить новое, не реализуема в принципе. Т.к. он не сведущ в конкретной, хотя казалось бы и близкой области, определяющей инновацию. К тому же и оценить ее, в личностном плане, некому — нет еще такой специальности (самолетостроение ->100лет назад; здравосозидание, инновационную информационную технологию — сейчас; голограмму, лазер — не так давно). Или она рождена на стыках разнородных наук, технологий (тем более, если ранее они не сотрудничали) или близких, но, если чрезвычайно наукоемких, инновационноемких, каждая сама по себе. И поэтому требует коллективного, поискового, а не только оценочного, сотрудничества разнородных специалистов. А автор (инноватор) предлагает новое, ранее отсутствующее решение (устройство, технологию, организацию), знание, наблюдение (находку), объект, возможность (в том числе и физиологическую), проблему, системно наиболее полное решение.
8 Эксперт [<лат. expertus> опытный] — сведущее лицо, приглашаемое и спорных и трудных случаях, для экспертизы.
Экспертиза — исследование и разрешение при помощи сведущих людей, какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, умений.
в точности знают, почему нельзя сделать того-то и того-то: они видят пределы и препятствия. Поэтому я не беру на службу чистокровного специалиста. Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу хороших советов, мои конкуренты не могли бы приступить к работе» (Г. Форд);
«Исторический парадокс: преступление зачастую взвешивается гораздо тщательнее, чем подвиг. Судьба преступника, как правило, решается судом, судьба героя (идеи — авт.) — административным усмотрением. Научные методы гораздо чаще применяются при расследовании преступления, чем при анализе героического деяния (инновации — авт.)» (А.Крон, о лучшем подводнике второй мировой войны А. Маринеску) [27].
Достаточно очевидно, что даже эти две рельефные характеристики важнейших составляющих системы оценки, убеждают в том, что современная оценка, как устоявшаяся, чрезвычайно значимая часть непрерывного личностного и социального жизненного цикла, именуемая в мире исключительно экспертизой и таковой осознаваемой всеми сознательными участниками творческой и инновационной деятельности, не соответствует поставленным сейчас, очень остро, задачам. В интересном и принципиально важном исследовании Е.З. Мирской [28], отмечается, что «в естественнонаучных журналах судьбу статьи фактически решает отзыв рецензента...».
К тому же «виднейшие авторитеты... практически не занимаются вопросами текущей публикации».
То, что большое количество исследовательских работ отклоняется и, что среди оставшихся неопубликованными, были, действительно ценные, не вызывает сомнений ни у кого. Но дело здесь намного сложней и острей. Сошлемся опять на то же исследование. Вот вывод «Чем существенней полученный автором результат для развития данной научной (и любой иной — тоже — авт.) области, тем вернее рукопись будет отклонена рецензентом, как бесполезная (неверная, неактуальная и т. д. — авт.) и, следовательно, неинтересная, если он придерживается иной, чем существующая точка зрения, на перспективы развития» [28].
Таким образом, творческие результаты, обладающие наибольшей, особенно принципиальной новизной — наименее проходимы. А это означает, что наиболее эффективные, социально ценные авиды, мы рискуем оставить «за бортом».
При этом современная система-культура оценки (методология, организации, кадры) сводится к очень узкому, тесному «прокрустову ложу» возможностей для автора и/или, представляющему, развивающему его и/или его идею, инноватора. Назовем этот реально существующий сложный союз (а возможно и сплав) автора и инноватора словом авин.
Это принципиально, жизненно важные для судеб авиды ограничения, появляются по- разному на разных этапах ИП и в разных механизмах экспертизы (администрация, инвестор, редактор, научно-технический совет, эксперт-специалист, мать-отец в семье и т.д.). Общим для них является то, что процесс оценки (ПО) организован не в интересах авиды, а скорее за ее счет (содержания, идеи, времени, ресурсов, душевной энергии автора), так, что, по мнению газеты «Известия», легче взобраться на вершину Эвереста, чем довести идею до реализации. По мнению западноевропейских экспертов [20] «..в Европейском союзе на инноваторов смотрят, как на надоедливых людей, которые не только уязвимы с самого начала, но и наталкиваются на бесконечные препятствия своему творчеству, пробиваясь через существующую канцелярщину и экспертную систему, как сквозь строй». А предпочтение, да еще в отсутствие «принципа невиновности», заранее отдано рецензенту (в широком смысле этого слова) — физическому или юридическому лицу, вырабатывающему оценку на основе современной методологии и организации, системы.
В этой системе эксперт, по отношению к авине, во многих ключевых ситуациях, выступает как феодал по отношению к крепостному:
- авин, во многих случаях, алгоритмически, т.е. независимо от эксперта, отлучен от активного участия, лишен прямого контакта с системой, человеком, непосредственно определяющим результат оценки. Т.о. авин лишен возможности, способности объяснить (доказать) эксперту не всегда прозрачно и достаточно полно (по объективным и/или субъективным причинам) представленную идею, ее суть, логику, возможности, пути-средства реализации и использования предложенного. А эксперт — возможности добросовестно и основательно разобраться в рецензируемой работе и личности автора. Что особенно важно, неразделимо в начале;
- но даже в случае, если контакт все-таки состоялся, автор (принципиально) все равно остается на самом нижнем уровне инновационных отношений (как и крепостной от феодала — целиком в зависимости от эксперта: его воли; настроения; интересов; социально-научного статуса; исповедуемых парадигм, принятой методологии (не всегда осознаваемых) и даже вкусов на людей, одежду, поведение и т.п.).
Речь идет о возможных основных уровнях радикально отличающихся отношений между авином и экспертной системой:
V отсутствие права совещательного голоса (I-й, самый низкий уровень). Т.е. он не имеет права (даже) на обсуждение, изложение своего мнения (по поводу непонятого, несогласия, неполноты информации, логики);
V имеет право совещательного голоса (II-й уровень) и т.о. может принимать участие в обсуждении его работы. Т.е. имеет право и реальную возможность его реализовывать. Заметим, однако, что провозглашенное право и возможность его реализовать далеко не всегда идут вместе, реализуются одновременно и в полном объеме;
V имеет право решающего голоса (III-й уровень), т.е. имеет возможность принимать участие в подготовке и принятии решения по возможностям социального сохранения, развития, реализации и использования идеи;
V имеет право окончательного_решения (высший, IV-й уровень). Т.е. автор может сам принять решение, определяющее дальнейшие действия социума по социальному сохранению и развитию идеи, ее реализации и использования.
Особенно остро реализация такого права требуется на I-м этапе социализации идеи [28,13,29], в процессе которого решается вопрос социальной жизни (или смерти) идеи, а возможно и авиды. Тем более, если это происходит на ранней стадии развития авиды, когда в «гадком утенке» еще невозможно разглядеть «прекрасного лебедя» и идея кажется ненаучной, нереализуемой, неактуальной, неэффективной. А к тому же считая еще слишком мелкой или слишком глобальной. На этой стадии, как показывает исторический опыт, даже внимательному и чуткому эксперту, самому, не всегда удается разглядеть будущее автора, идеи (авиды). Нельзя не помнить, не держать все время на контроле замечание В..Вернадского о том, что «вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни, тысячи исследователей» [11];
- еще одна принципиально важная составляющая, характеризующая отношения «бинома» авин-рецензент в процессе современной оценки и уподобляющая ее феодальным отношениям (к крестьянам). Эксперт также не несет никакой ответственности (и моральной!!!) даже за очевидную предвзятость, не научность своей рецензии, нежелание ознакомиться с представленной работой или за рецензию, которая дана в случае, если предлагаемая работа выполнена в новой области, на основе синтеза результатов разноплановых наук и потому, в принципе, еще не имеющая специалистов (т.е. он, возможно, лишен научного и морального права на окончательную рецензию самому).
Основой экспертной пирамиды (вверху эксперты, внизу — авины), скрепленной презумпцией виновности, т.е. представлением о том, что автор, скорее всего, не прав (в целом или в частностях, отрицающих, в конце концов, целое), утверждающая, что никто лучше специалиста не может судить об инновации, формируя т.о., абсолютную монополию экспертной методологии. При этом совершенно забыта вторая сторона медали, на которой написано: «Нельзя быть судьей в собственном деле». В этом диапазоне противоположных установок, для организации и ведения процесса оценки, и необходимо формировать систему оценки.
Значительная часть, часто решающая — это зависимость результатов оценки (точнее — методологии, технологии, структуры, организации, кадров, самого духа, сформировавшихся к XXI в.) от социального положения (административного, научно-технического, финансового и др.), а не от содержания и социально-личностной значимости предлагаемого, делает жизненную позицию, методологию «хлебных умов» (стремление к служебной карьере любой ценой, в которой «наука», точнее, то, что от нее остается, лишь средство такого «роста») буквально все более непреодолимыми для тех, кто действительно создает науку и как творец, и как инноватор, способный рассмотреть и в малом великое — «философских умов» [30]. Нельзя не заметить, что эта гегемония и односторонность (избавления от «назойливых авторов и их никчемных работ»), организуемая экспертной системой, постоянно увеличивается и автора, в частности, все чаще лишают контакта с рецензентом.
Очевидно, что инициативные разработки, исследования, начинающиеся практически с нуля, неожиданные находки, наблюдения, состояния, открытия (что особенно важно для космонавтики), лишаются шансов на жизнь. Тем более, если они ориентированы не на сиюминутный коммерческий результат, а на достижение социально-духовно-здравосозидательного прогресса, стратегически важные, системно полные социальные (глобальные) проекты.
Используя, включив в процессе оценки и принятия решения о социальной регистрации идеи [29, 13] принцип презумпции невиновности (т.е. в случае, если автору не доказана не научность, отсутствие новизны и, следовательно, его убеждения о необходимости регистрации не изменились, он считает ее нужной), принимает окончательное решение о социальной регистрации идеи. Т.о. он получает возможность:
S получить документ о предварительном авторстве;
S социального сохранения идеи;
S ознакомления с его инновацией неопределенного круга творческих и инновационных лиц (физических и юридических) и получить их независимую оценку, подключение к ее развитию, а также «поручить» оценку, во многих отношениях наиболее объективному судьи — времени.
В заключение этого раздела напомним, сославшись на очень интересных и системно основательных исследователей, особенности и особую важность технолого-организационнонравственного обеспечения и умения работать (в первую очередь, верно оценить) в «роддоме» инноваций, где надо обладать буквально материнской доброжелательностью и чуткостью и опираться на материнскую заботу: «В природе нет ничего более деликатного и мимолетного, чем начало. До тех пор, пока зоологическая группа молода, ее признаки остаются неопределенными. Ее сооружение хрупко. Ее размеры малы... Эту раздражающую, но существенную непрочность исходного материала, должны почувствовать все, кто занимается историей! В любой области (выделено — Т.де Ш.), когда вокруг нас начинает чуть пробиваться что-то действительно новое, мы его не замечаем по той простой причине, что нам надо было бы видеть его расцвет в будущем, чтобы заметить его в самом начале» [18].
И Ильенков Э.В. [31]: «.переход «единичного и случайного» во «всеобщее» отнюдь не редкость в истории, а скорее даже и правило. В истории — и не только человечества с его культурой — всегда происходит так, что явление, которое впоследствии становится всеобщим, вна- чале-то возникает именно как единичное «исключение из правила», как аномалия, как нечто частное и частичное. Иным путем вряд ли и может возникнуть хоть что-либо новое. История имела бы весьма мистический вид, если бы все новое в ней возникало разом, сразу, как «общее» для всех без исключения, как внезапно воплощающаяся «идея».
Поэтому овладение Историей — задача, поставленная еще К. Марксом, — означает в первую очередь овладение Инновацией9, которая сейчас появляется в основном случайно и управляется исключительно бизнеса. Однако История — не бизнес, не харизматика, она только
9 Такую постановку, однако, пора уточнить. Задача Овладения, так же как «Брать у природы — наша задача» — это уровень осознания возможностей и задач развития, свойственный XIX и началу XX века, гуманизму. Она несет в себе средства насилия, пренебрежения. Человек был объявлен Царем природы и единственной Целью развития. Осознав ограниченность и недопустимость такого отношения к Детям Природы, с самой Природой, Н. Холодный разработал антропокосмизм, к сожалению, еще не ставшим пока общепризнанным мировоззреиием [32]. Но необходимо не Овладение, надо осваивать возможности и методы, средства, системы Содружества, для развития всех составляющих Жизнь, развитие на основе и при соблюдении Законов Природы, для раскрытия потенциала всей Жизни. Ведь «Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме (и в социальном — авт.) -идеал его рациональной сущности» (Аристотель, И.Пригожин).
часть современной жизни и даже не определяет её цели, не имеет даже право на определение целей, не должна этого делать.
3. Необходимость и возможности кардинального совершенствования системы оценки. Универсальная ответственность10 специалистов
Необходимость радикальных изменений и представлений об инновационном процессе, и освоения соответствующих новых ролей, функций, задач и целей деятельности экспертов по всему циклу развития авиды, становится все жестче и очевидней для внимательных, стремящихся к системной полноте и к истине-совершенству-гармонии исследователей-созидателей, компетентного руководства, ощущающего динамику и важнейшие отношения современного личностного и социально-экономического развития.
Именно отсутствие системно (и более того — процессно и качественно) полного представления (основы которого изложены в работах [6, 13, 14, 17, 19, 29, 33 и др.] об инновационных процессах, знания11 о требуемой технологии, системе и организации работы, прежде всего, с инновационным информационным продуктом, со всем спектром авид и авин, не позволяет эффективно и своевременно решать современные актуальнейшие задачи, стоящие перед социумом, активной и ответственной личностью [1-6, 9-17, 19, 25, 31, 33-54], перед теми, кто оценивает их деятельность, результаты, возможности развития, использования и от кого, в первую очередь, зависит судьба авид [13, 17, 33-35].
В работах [4, 13], достаточно полно показана необходимость принципиально иной инновационной культуры, основанной в частности, на совершенно иной методологии, вводимой ею предварительной оценке, особенно важных для наиболее необычных, парадоксальных (инновационно и наукоемких) и незрелых инноваций (и авторов): иные цели, принципы и вслед за ними задачи, организация, роли и последовательность использования имеющихся возможностей (алгоритмов, методик, духа оценки) для получения очень важной, вначале, максимально возможной доброжелательности ведения процесса, как обязательного условия наилучших «стыковки» с инноватором и понимания духа, сути, проблем-возможностей предлагаемого, безотносительно к статусу автора. И «даже» к внешнему виду
Здесь отметим некоторые основные аспекты, показывающие и определяющие важность совершенно иной организации, особенно до достижения содержательной, представительской и организационной зрелости авиды и субъективно-объективной готовности социума.
Ряд факторов связан с принципиальной неспособностью современной системы (оценки) качественно, ответственно, в полном объеме всего инновационного массива авид, и эффективно (в плане реализации, своевременности и позитивности использования) выполнить объектив-
10 Под универсальной ответственностью, мы понимаем, по существу:
— всестороннюю, системно, качественно полную ответственность;
— ответственность по ходу всего процесса, инновационного и творческого, развития автора и идеи, т.е. от самого начала, инициации автора и идеи, авиды, и до ее использования (возможно разнопланового, исторически значимого,..);
— своевременная, активная реакция на творческие и инновационные результаты, процесс для обеспечения развития в русле, в духе гармонического, всестороннего прогресса в интересах всех и каждого, всей Жизни (антропокосмизм по Н. Холодному [32, 37] и с учетом их позитивного или негативного влияния, использования;
— по уровню ответственности: - чувство моральной ответственности за все происходящее и готовность действовать, в соответствии с положениями Истины и Добра;
— ответственность всегда и везде перед семьей, организацией, Родиной, Жизнью, Природой — Вселенной, Космосом [31, 40, 41] Богом, совестью, основанной на глубоком и всестороннем знании, на активной нравственности («Делай другому то (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (и как)»), создавая для этого необходимый личностный и социальный инструментарий, технологию, организацию, духовно-нравственную деятельно-активную атмосферу
11 Надо добавить, объективности ради — и желания большой части руководства. Мне один достойный
человек, он старался и помочь, академик НАНУ, как-то в очередной беседе сказал откровенно: Как ученый я — за! Как руководитель — против!»
но и от всё большего числа субъектов-инноваторов, требуемые, социальные функции, способствовать решению все более остро встающих социальных, личностных и исследовательскосозидательных задач. Речь идет, в частности, о следующих факторах, которые во многом определяют качество и функциональные способности (возможности) системы оценки авид:
- сложившейся в связи с взрывообразным ростом количества и качественных составляющих, т.е. разноплановых принципиально новых возможностей, творчески, инновационно активных, потенциально достаточно зрелых лиц, в объективной потребности в разноплановой, разноуровневой, обеспечивающей системную полноту творческо-инновационной продукции, в постоянной потребности в творчески-инновационно активном огромном количестве людей, буквально любой специальности, возраста, (более того) в любое время и в их творческо-инновационных результатах;
- чрезвычайной, нередко неподъемной для отдельно взятых и не подготовленных всем ходом генерации и развития инновации (вначале проблемы, замыслы, потом идеи, затем статьи- патенты, демонстрационно-экспериментального образцы-результаты) экспертов, в сочетании со сложностью, многоплановостью, глубиной, научной и инновационной емкостью[4].
Специально надо выделить инновации, являющиеся наиболее сложными, неподдающимися действующей экспертизе — комплексные и тем более те, которые стремятся решать задачи на основе требований системной (а, следовательно, и качественной, процессной) полноты. Т.е. те, которые:
~ ~ входят в зону «проклятия размерности» (свойства сложных систем);
~ ~ требуют особого внимания и особых требований к оценке (пионерные работы). Как
очень верно заметил В.Зеланд («Трансерфинг реальности», 2004г.): «Продукты чистого разума ценятся невысоко... подлинные шедевры рождаются в единстве души и разума». Такие работы требуют сил и интуиции, по-видимому, пропорциональных степени новизны. Причем интуиции, вначале даже не допускающей строго логичного доказательства, требуется возможно даже не меньше, чем при создании художественного произведения. Поэтому некоторые особо крупные результаты в науке и технике наверняка труд- ноповторимы, так же как, скажем, «результаты» в искусстве Л.Н. Толстого или П.И. Чайковского. А высшая, пионерная наука — тоже искусство! И чем значительней по глубине, объему и плотности новизны скачок в новое, тем больше роль интуиции, души. И тем труднее эти результаты поддаются современной методологии и организации оценки (прежде всего, содержательной);
~ ~ чрезвычайно остро нужны социальному развитию, для создания новых основных со
циальных систем (образование-просвещение, здравосозидание, инновационнонравственная, активной массовой нравственности, транспорт-связь, питание, экономика, космонавтика и др.) и овладения личностным и историческим развитием (отказа от методологии проб и ошибок, которую считают единственно реализуемой);
- необходимы в связи с быстро растущей вероятностью (и частотой) возникновения медицинских, техногенных, экономических и социально-политических и многих других аварийных, кризисных критических ситуаций (личностного, регионального и глобального масштабов) требующих быстрых, эффективных, устойчивых и прогрессивно-гармоничных решений, собираемых, генерируемых, развиваемых на основе использования идей в любой, желательно объективизированной, форме и творческо-инновационной деятельности любых (!) людей (в любое время). И в том числе — людей уникальных, неординарных личностей, «философских умов», мудрецов, но обязательно в соответствующей системе (т.е. технологии, структуре, организации, духовно-нравственной атмосфере и со специально подготовленными, отобранными кадрами, как профессионалов, так и энтузиастов-активистов), способной (профессионально и душевно) работать с такими авидами и авинами;
Другой стороной, определяющей необходимость «капитальной достройки», особо острую актуальность формирования системно и качественно полной сферы оценки и становящейся стороной все более уязвимой, все более легко доступной для поражения, «ахиллесовой пятой» действующей системы оценки, все более искажаемой ускоренным и односторонним ростом ее коммерциализации(т.е. зависимой не от действительной пользы, а от личной выгоды владеющего капиталами, властными полномочиями) и рецензентов, ими созданных и отобранных, является необходимость личностно и социально активной этизации, как процесса оценки, так и духовно-нравственной базы, основы активной профессиональной и любой иной деятельности всех участников (действующих и потенциальных) этого процесса.
Покажем несколько существенных составляющих (с короткими комментариями и с позиций, выработанных на основе, разработанной автором с коллегами, системы САНИ,а, следовательно, активных личностно-социально организованных, инновационной и активной нравственной деятельности и культуры), определяющих ситуацию с нравственной составляющей процесса и акта оценки.
«Тому, кто не овладел наукой (и делом — авт.) добра, всякая иная наука только мешает» (Мишель Монтень). Эту мысль Монтеня можно считать важнейшей социальной «формулой», которая должна формировать базовые основы, требующие обязательного учета при проектировании, организации и контроле личностного и социального движения (включая, конечно, и социальные структуры, технологии), в том числе, естественно, также познавательно-созидательной составляющей и системы оценки ее результатов .
Отсутствие созидательного поиска в этом направлении, неспособность (нежелание) верно оценить и активизировать то немногое, что все-таки появляется, ведет к углублению и расширению системного глобального кризиса. В результате:
• разрыв творческой и инновационной составляющих единого творческо-инновационнонравственного процесса, который приводит к тому, что нравственная деятельность не обеспечивается, лишается абсолютно необходимой самообеспеченности, самодеятельности (личностной и социальной), широчайшего поля деятельности (всех возрастов, социального положения, талантов, и всяких ее видов) и верной целевой ориентации, созидающей только на основе Истины и добродеятельного, массового, не пассивного, не только личного, Добра;
•творческая деятельность, оторвавшись от нравственной, свелась исключительно к коммерческой выгоде, теряя полезную составляющую (польза не синоним выгоды, а всё более — антоним) и все чаще генерируя и способствуя развитию антиидей14, антисистем и антилюдей (нелюдей).
13 Сейчас уже нельзя не осознавать. И более того: кто не развил науку и практику добра, т.е. не создал
соответствующую культуру, систему активного добра, к тому же на основе, в союзе с поиском- утверждением истины, умения, для того, наука становится все более. и даже наиболее, опасной составляющей современной жизни и культуры.
14 Антиидеи — это идеи, инновации, несущие только отрицательный результат (для личности, семьи,
общества; пропагандистки, организационно-технологически, материально обеспечивающие разврат, бытовое и социальное насилие и другие основные составляющие антикультуры [6]; формирующие и развивающие структуры, системы, программы и обеспечивающие тактически эффективное духовное материальное функционирование нелюдей — существ, живущих на основе целей, принципов и задач антисферы, антинравственности (противоположной выработанной лучшими людьми, религиями, учеными, историческими опытом); направленные на использование социально нейтральных (по сути) изделий, технологий, систем в негативных целях; анти и лженаучных, антигуманных.
«Через антиидеи прямо и откровенно, без уверток и недомолвок, открываются мрачные бездны зла, угрожающие духовному, физическому и социальному здоровью человека, перспективы разнообразных нравственных падений, сознательного выбора аморализма, жестокости и эгоизма. Антиидеи, раскрывая антигуманистические пути жизни не предостерегают от них, соблазняют человека аморальным своеволием. ...Антиидеи, как цельные мировоззренческие образования, в извращенном виде угадывают основные проблемы и коллизии того трагического распада, который переживает современное сознание, нравственно апеллируют к затаенным инстинктам надломленного человека, развивая в нем эгоистически-злобный, антигуманный активизм, извращая и дезориентируя его нравственное самосо-
Нельзя, однако, не заметить, что сейчас все более очевидным становится понимание принципиальной недостаточности, системной неполноты только научного (исследовательского) освоения сферы добра. Более того — все более проявляется ущербность, неспособность нравственной сферы, сферы добра, без научно-созидательного освоения ее деятельной, практической составляющей, т.е. без разработки и создания-использования очень специфичной, свойственной исключительно ей технологии, лично-социальной организации, образующей духовно- нравственно-организационно-материальную инфра и гиперструктуры, способной соревноваться и направлять материальную сферу. Решающее значение этического начала для культуры ускользнуло от нас, отметил А. Швейцер: «В культурном движении, начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до начала XIX столетия, силы материального и духовно-этического прогресса действовали параллельно, как бы соревнуясь между собой.
Затем, однако, произошло нечто никогда ранее не виданное: силы этического прогресса иссякли, в то время как достижения духа в материальной сфере неуклонно нарастали, являя блестящую картину научно-технического прогресса» [38]. Именно тогда появились первые признаки кризиса рационализма (узкого, системно неполного) и оптимистического мировоззрения вообще. Это и послужило началом трагедии человечества [8, 32, 38];
— «Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного, чтобы добрые люди ничего не делали» (Д. Кук). Добавим к этой ключевой мысли две характеристики, показывающие еще две важнейшие стороны этого явления, процесса: М. Горького «Не своротить камня с пути думою» и В. Шульгина, известного русского политического деятеля, отметившего, что «внегосударственных структур, бандиты единственные, кто объединены, остальные как песок разрознены».
Эта ситуация, вызывающая вначале недоумение, становится вполне понятной и даже естественной и «нормальной», если учесть, вспомнить, что нравственная культура, основана на бездействии («Не делай другому то, что ты хочешь, чтобы не делали тебе» — основа христианской морали и, как не покажется странным, и современной). Точнее — этот принцип, хотя и продолжает оставаться не только необходимой иодной из составляющих основ морали, но, даже в качестве основной-ведущей, определяющей нравственную жизнь и деятельность!? Хотя — давно замечено, что это уже вчерашний этап практической этики, этап нравственного детства человечества (по Лессингу). Тем более, если все же не забывать и учитывать должным образом, что современные возможности человечества и даже человека (!), достигли уровня богов. На отрицании нравственной деятельности (т.к. основа ее — «не делай»!), на ее сугубо индивидуалистической ориентации («Поступай!»), а потому — разрозненности15, напрактически полной
знание» [37]. Уместно вспомнить, что Ф. Шиллер считал «эгоизм — величайшей бедностью одушевленного человека» и «опаснейшим врагом доброжелательства»
15 И даже «Золотое правило нравственности» («Поступай с другим так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»), способное сформировать более высокий уровень нравственного сознания, деятельности и действенности, совершенно не достаточно. Т.к. замыкает, ограничивает индивидуума исключительно на самодеятельности, только на альтруизме (сейчас совершенно недостаточном), направляет на ту самую «разрозненность». Поступай! — это действие индивидуальное, личное, эпизодическое, а часто и случайное, но не систематическое и не коллективно-социальное, требующее совсем иных условий, подготовки. (А т.к. такое действие является эпизодическим, а не, как того требует жизнь и авида, регулярным, поэтому оно абсолютно не достаточно. Совершенно не удовлетворительным и во все большей и далее недопустимо-критической степени). Тем более, что естественный интеллект (ЕИ), все более лишается даже права на труд (а, следовательно и на жизнь), образование, требуемого в соответствии с «Декларацией прав народов» (Статья 23:«Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы»; Статья 26: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности»;Статья 29: «...человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности»),. а возможности реализации действительной свободы все более вырождается, т.к. определяются только мерой располагаемой власти и количеством имеющихся финансовых и производственных ресурсов, при стремлении избавиться от живого труда, человеческого, лишая т.о. личность самой возможности жить, потенциальной и тем более физической возможности обретения социально значимых рабочих мест, Т.к. вытесняется ИИ (искусственным интеллектом), причем, сами люди. при этом, все более примитивизируется. а жизнь маргинализируется. Ведь в таком случае управление ставится все проще и безопасней, дешевле для вырож-
необеспеченности (социальной; организационной, технологической, материальной, нравственной), но базирующаяся (фактически) исключительно на высоких помыслах («10 заповедей», Нагорная проповедь Иисуса) — нравственность (и личная и социальная), основа и важнейшая составляющая Цели развития — обречена.И все более ускоренно и массово, глобально. Рано или поздно. (Повторим — «Программа цивилизации провалилась. Совесть потерпела крах» «Шпигель», 1993г.)
Кстати, ни одно в мире Министерство культуры не озабочено формированием и развитием нравственности. Нет у них, поэтому, и соответствующих подразделений, программ, систем:
— Осознавая такую ситуацию, на международном симпозиуме, представлявшем почти всех президентов АН СНГ, президента Европейской федерации национальных академий наук и других высоких руководителей европейской науки, были приняты Рекомендации, включающие, в частности, и следующие: «В условиях резкого повышения вооруженности знаниями, умениями и ресурсами человек, социальные системы становятся необыкновенно могущественными, что при нынешнем отставании и даже разрушении социальных традиций и моральных устоев может представлять не только благо, но и большую опасность. В связи с этим необходимо кардинально пересмотреть этические аспекты формирования инновационной культуры требует обеспечения гуманистической ориентации инновационного развития. Одновременно следует создавать институциональные и информационные возможности духовного раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых идей, имея в виду, что современная цивилизация становится все более чуткой к флуктуациям в социальной, экономической и экологической сферах» (выделено — авт.) [26]. «...мы присутствуем при громадном выходе наружу незанятых сил. Современный человек не знает, что делать со временем и силами, которые он выпустил из своих рук. Мы стонем от этого избытка богатств» [18]. Конечно, вернее: от неумения ими распорядиться, как на личном, так и социальном, цивилизационном уровнях. И, т.о., как заметили Ф. Шиллер [8], А. Швейцер [38]) — к искажению и потере нравственной составляющей жизни. Важнейшей цели и условия развития-сохранения жизни. Поэтому, еще точнее, глубже — от неумения развивать нравственность, сделать ее мас- совей, активней, инициативней, организованней. обеспеченней и более автономной.
Литература:
1. Наука для XXI века. Новые обязательства (Декларация о науке и использовании научных знаний. Повестка дня в области науки — рамки действия) // Всемирная конференция по науке, Будапешт, 1999 г. — Париж: ЮНЕСКО, 2000. — 56 с.
2. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Тарасов В.А. О создании и развитии инновационной системы Украины (к Концепции развития инновационной системы Украины)// Письмо Председателю комитета Верховного Совета по образованию и науке Самойлик Е.С.- Укр. журн. мед. техшки i технологи.- К.:- 2006.- №3.- С.78-83.
3. Джелали В.И., Моисеенко В.В. Условия и средства эффективного решения экологических проблем // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. 2016. №9-10. С.27-33.
4. Джелали В.И. О книге «Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и
прикладные аспекты» (В.И. Джелали, В.Л. Кулиниченко). // Инновации. 2016. № 1. С.115-120. — URL: http://www.maginnov.ru/ru/zhumal/arhiv/2016/innovacii-n1-2016/o-knige-innovacionnava-kultura.-
5. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: АСТ 2001. — С. 517-529.
6. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновационная культура и здоровье// Кибернетика и вычислительная техника. — 2006. — № 150. — С. 88-104.
7. Джелали В. Некоторые основные составляющие творчества и свободы// Матерiали 6-п Мiжнародн. конф. «Творчють свободи як свобода творчосп». — К., 2001. — С. 20-21.
8. Шиллер Ф. Философские письма// Статьи по эстетике.-т.У!.-1950 г.-М.-Л.- Гослитиздат.- С.27-40.-
дающейся «элиты». А возможности роста и реализации результатов для ЕИ, созидающей личности, активно сокращаются.
9. Калитич Г.И., Джелали В.И., Андрощук Г.А. Механизм демократизации и гуманизации создания информационного ресурса// Чегетский форум — 89 (Интеллектуальные ресурсы развития научнотехнического прогресса). — С.228-231.
10. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Система социально-личностного обеспечения демократической и инновационной подготовки принятия решений // Системи тдтримки прийняття ршень. Теорiя i практика — К.: 1П ММС НАНУ, 2005. — С. 22-24.
11. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Наука, 1991. — 271 с.
12. Джелали В.И., Моисеенко В.В. Инновационная стратегия развития космонавтики в условиях глобализации // Винахщник i рацiоналiзатор. — 2004. — № 4. — С. 8-11.
13. Морозов А.А., Джелали В.И. К концепции инновационной составляющей национальной безопасности (предварительные замечания, исследование) // Математичш машини i системи. — 2011. — №№ 2-3.
— URL:https://cvberleninka.ru/article/n/k-kontseptsii-innovatsionnov-sostavlvavuschev-natsionalnov- bezopasnosti-predvaritelnve-zamechaniva-issledovanie-ch-2
14. Джелали В.И., Моисеенко В.В. Радикально новые коренные лично-социальные технологии — основа эффективного и прогрессивного развития социума и личности// Соцюполю в Украш (вщ ще! до практичного втшення). — Матер. н.-пр. конф. — К.: 2000.- С.142-149.-208с.
15. Кузнецов Э.И., Баранов Г.Л., Джелали В.И. Инновационная база развития космонавтики // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2018. — № 11-12. — С. 43-48. —
16. Джелали В.И., Новак И.М. Инновационные особенности обеспечения экспортоспособности Украины // Науковi пращ МАУП, вип.10 (Управлшня конкурентоспроможнютю в умовах глобалiзацu. — К., 2003. — С. 179-181.
17. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Определяющие особенности науки завтрашнего дня // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2019. — № 1-4.
18. П. Тейяр де Шарден Феномен человека. — М.: «Наука», 1987. — 240 с.
19. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура — основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности // Винахщник i рацiоналiзатор. — №4. — 2002. — С. 5-11.
20. Николаев А.И. Инновационная культура — стратегический ресурс нового века// Спец. выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму. — Институт стратегических инноваций. — М.: 2001. — 15с.
21. Меньшикова И.«Мань! Так больше жить нельзя!» или идеализм как высшая форма материализма // Зеркало недели. — 22.09.2007. — С.22.
22. ЦибулякА. Глобалiзацiя: руйшвна сила антикультури// Урядовий кур’ер. — 20.07.07. — С. 8-9.
23. Терещук В., Джелалi В., Кудт В., Новиков Б. Совють — це той бог, якому не моляться, А дарма // Вiче.
— 1996. — №12. — С. 72-76.
24. Джелали В.И. Инновационная культура САНИ — основа и главное средство нравственной культуры // Глобальна бюэтика: сучасш вимiри, проблеми, ршення. — К., 2004. — С.67-69.
25. Джелали В.И., Остапенко Л.В., Легастов В.Г. Об основной, первоочередной задаче современности // Матерiали VI Всеукрашсько! н.-пр. конф. «Глушковсьш читання» (13.12.2017) «Цифрова револющя в соц.-ек. сферк iсторiя i перспективи».- К.: КП1 iм. БСжорського, 2017. — С. 51-54. — 166 с. — URL: http://innovation-dream.blogspot.com/2018/05/blog-post.html
26. Роль международных организаций в развитии общеевропейского научно-технологического пространства// Материалы межд. Симпозиума в рамках реализации решений Всемирной конф.. по науке (Будапешт, 1999 г.). — К., 2002. — С. 322-325.
27. Крон А. Капитан дальнего плавания// Новый мир. — №2. -1983. -С.133.
28. Мирская Е.З. Механизм оценки и формирования нового знания в естественных науках// Вопросы философии. — М.: ч.1. — №12. — 1977. — С. 55-65; ч.2. — №5. — 1979. — С. 119-130.
29. Джелали В.И. Инновационная информационная технология — основа инновационной культуры // Укр. журнал медичн. техшки i технологи. — 2007. — № 1. — С. 66-77; № 2-3. — С. 30-52.
30. Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории, и какова цель этого изучения. // Собрание сочинений, T.VII. — М.-Л.: Academia, 1937. — С. 595-612.
31. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: ИПЛ, 1991. — 464с.
32. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Антропокосмизм Н. Холодного — концептуальная основа инновационно-нравственной деятельности // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2015. — № 1. — С. 16-23.32.
33. Джелали В.И. Ответ на вопрос об инновационном развитии. // Винахщник i рацiоналiзатор. 2018. № 4. С. 5-9.
34. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Кислов В.В. Методологии фундаментальных исследований инновационной сферы // Стратепя розвитку Укра!ни. — 2007. — №1-2. — С. 315-334.
35. Джелали В.И. Система сохранения и активизации новых идей// Проспект ВДНХ УССР. — К.: Институт кибернетики АН УССР. — 1989. — 5 с.
36. Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. — СПб.: Алетейя, 2001. — 278 с
37. Титаренко А.И. Антиидеи (опыт социально-этического анализа). — М.: ИПЛ. — 1976. — 399 с.
38. Швейцер А. Культура и этика. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
39. 39. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Стратегическая устойчивость социального движения и и ннова- ционное развитие// Стратепя розвитку Украши. 2008. №1-2. — С.377-385.
40. Фаддеев Е.Т. Некоторые философские проблемы освоения космоса// Диалектический материализм и вопросы естествознания. — М.: Изд-во МГУ, 1964.
41. Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций (философско-методологические аспекты).
— Кишинев: Штиинца, 1988. — 336с.
42. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2016. — № 5-6. — С. 14-22.
43. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи — важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и Социума // Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare international , vol.3. — Chisinau: 2013.
— C. 130-133. — URL: http://maxpark.com/community/603/content/2245828.
44. Джелали В. Синтез методологий философа и конструктора — необходимое условие решения основных и наиболее актуальных проблем. // Матерiали 5-п Мiжнародноп наук.-практ. конф.«Творчють, як споЛб буття дшсного гумашзму». — К.: НТУУ «КП1», 1999. — С. 111-112.
45. Джелали В.И. О прогнозировании движения систем// Винахвдник i рацiоналiзатор. — №3. — 2005. — С.5-7. — URL: https://space-future.blogspot.com/2018/07/blog-post 23.html.
46. Джелали В.И. К прогнозированию стратегии качественного развития космонавтики. // Вопросы проектирования и производства конструкций летательных аппаратов, сб. научных трудов. — 2002. — Вып. 28(1). — С. 104-110.
47. Джелали В.И. К стратегическому качественному прогнозированию космонавтики (формирование высших целей) // Винахвдник i рацiоналiзатор. — 2005 . — № 6. — С. 9-13.
48. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия — К., — СИНТО.- 1993.- 128с. (Петроград, 1918.- ОГНИ).
49. Джелали В.И., Ермаков И.И. Праздник Прометея // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2015. — № 3. — С. 52-60.
50. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики// Москва.«Мысль».-1987.-С.6.-592с.
51. АндреевД. Роза мира. — М.: Мир Урании, 2002. — С. 514-520.
52. Асмус В.Ф. Античная философия. / изд.3-е. — М.: Высшая школа, 1976. — С.376.
53. Джелали В.И., Зинченко А.П., Моисеенко В.В. Эффективная инновационная деятельность (личная и социальная) — главное условие и средство успеха, прогресса// Винахвдник i рацiоналiзатор.- К.: 2003.
— ч. 1. — №4.- С.11-13; ч.2.- №6. — С. 6-8.
54. Джелали В.И. О закаливании организма. Теория и практика. —PalmariumAcademicPublishing, 2019. - 208 с.
55. Джелали В.И. Особенности дня, определяющие настоящее и будущее // Проблеми i перспективи ш- новацшного розвитку економши в контексп штеграци Украши в европейський науково-шновацшний проспр . Матерiали XXIV Мiжн.наук.-практ. конф. (Одеса, 19-21 червня 2019 р.) — К.: Фешкс, 2019. - С. 230-234. — URL: https://space-future.blogspot.com/2019/08/blog-post 90.html.
56. Пустовит С.В., Джелали В.И. Концепция здравосозидания в контексте валеологической парадигмы // Сахаровские чтения 2020 года: Экологические проблемы XXI века. Материалы 20-й международной научной конференции (Минск, 21-22 мая 2020 г.). Ч. 1. — Минск, 2020. — С.88-92.
57. Джелалг В. Актуальш основи етичного кодексу вченого — дослвдника, творця, новатора, громадяни- на // ВiР. 2010. №3. С. 16-18.
58. Мiхальов О.М. Проблеми шновацшно! дгяльносп в сучасних умовах // Проблеми i перспективи шно- вацшного розвитку економши в контексп штеграци украши в европейський науково-шновацшний проспр. Матерiали ХХ1УМжн. наук.-практ. конф. (Одеса, 2019). — К.: Фешкс, 2019. — С. 64-67.
59. Джелали В.И. Знание того, что делать (know what) — особо важные и трудные инновации // 1нстру- ментальный свгг. — 2003. — №2. — С. 38-40; №3. — С. 38-40.
60. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. — М.: Наука, 1987. — 286 с.
61. ВернанЖ.-П. Происхождение греческой мысли. — М.: Прогресс, 1962. — 224 с.
Об авторах:
ДЖЕЛАЛИ Владимир Иванович — директор Украинского Центра сохранения и активизации новых идей (САНИ). Автор более 90 научных работ по проблемам и возможностям инновационного и нравственного развития личности и социума, стратегического качественного развития космонавтики, прогнозирования и развития социальных систем.
ГАВРИЛЕНКО Светлана Иосифовна — кандидат физико-математических наук, доцент, Председатель правления ОО «Комитет по этике и гуманитарной экспертизе», Председатель оргкомитета ежегодного международного форума «Пути духовного развития человека и общества» (Киев, Украина).
[1] АВИДА (автор + идея) — элементарная инновационная «частица». Как правило, неразрывное целое в
инновационном процессе, объект и субъект, с которым взаимно активно работает система САНИ.
[2] Т.е., в частности, процесс, обеспечивающий появление возможности, желания знать, видеть, познавать
мир, в целях добра, роста Добра, Таланта (личного и социального) решать проблемы (значимые для всестороннего прогресса) и способности освоения (владение методами, опытом) их решения.
[3] ИННОВАЦИЯ/лат./ — innovatio/ — обновление.
[4] Инновационная емкость определяется не только глубиной исследовательско-созидательного результата (наукоемкостью), но и количеством, широтой, разноплановостью сравнительно неглубоких, «незначительных» находок, и даже использованием в новом качестве известных решений, знаний, необходимых, в том числе, для реализации данной идеи (т.е. информационной емкостью). Все это, в конечном счете, очень затрудняет восприятие инновации в целом. Количество и разноплановость нового становятся запредельными для современных условий и методов оценки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий