четверг, 20 июня 2019 г.

НООСФЕРА, ЕЁ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ


ТВОРЧЕСКИЙ СИНТЕЗ И СИНТЕТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В ИЗМЕРЕНИЯХ ЦИФРОВОЙ НООСФЕРЫ 

Становление иной формы социального бытия, опосредствованной электронно-коммуникативными сетевыми технологиями, приводит нас к необходимости пересмотра традиционных подходов к проблемам творчества, используемых наукой для изучения данного феномена. Становление - потому что общество объективно ещё не достигло необходимого уровня развития, соответствующего шестому технологическому укладу, так часто сейчас упоминаемому в качестве нашего неизбежного и ближайшего будущего. 

Реализация человеческих замыслов как в профессиональной, так и во всех остальных сферах при этом будет иметь абсолютно иной характер, приведя к взрывному развитию социальных практик. Большая часть «творческих» способностей человека будет подменена системами искусственного интеллекта, которые уже сейчас демонстрируют известную успешность в данной области применения. Электронные сети, в их привычном понимании, модифицируются, и в дальнейшем пронизают всё социальное пространство-время, не оставляя человеку шансов на осмысление и обработку подобных объёмов информации. К тому же, в этом уже нет и не будет никакой необходимости, как нет необходимости, например, в том, чтобы знать, сколько электроэнергии я затрачу на написание этого материала и отсылку его в оргкомитет. 

Любая оригинальная идея, пришедшая в голову человеку, будет иметь свой «вес», ранг, значение и цену, при этом включённость интеллекта человека в искусственные интеллектуальные сети, нейросети - необходимая данность, позволяющая использовать мозг как средство производства, и, соответственно - средство обогащения. В данной ситуации установившаяся система «защиты» авторских прав на самом деле выполняет задачи узурпации интеллектуальной собственности в руках крупных корпораций, и, соответственно, торможение социально-технического прогресса как такового, в силу ограниченной доступности новых знаний. 

При этом, однако, «цифровое бессмертие» как феномен мы зачастую наблюдаем уже сейчас, когда физически человека уже не существует, а его цифровая личность продолжает функционировать, остаются аккаунты в соцсетях, его приглашают на конференции и поздравляют с праздниками, спрашивают мнение по тому или иному поводу. То есть объективно актуальным для общества остаётся наш цифровой отпечаток, образ в сети (являющий во многом нашу сущность), а при наличии сетевых «ботов» (искусственный интеллект) он даже имитирует некую социальную активность, вводящую общественность в заблуждение. Это может означать только одно: идеи бессмертия, которые культивировались у разных народов всю известную нам историю, приобретают новое, пока не осмысленное значение; вопросы единства, дуализма или разрозненности души (матрицы?) и тела, телесности как атрибута, представляются нам в совершенно новых красках, и процессы самоосознания, рефлексии, познания и спекулятивного мышления приходят в противоречие с популярными концепциями антропологии. Что есть вечность и бесконечность в новых условиях научной 
картины мира? Как они соотносятся с нашими представлениями о пространстве-времени, если киберпространство-время претендует на то, чтобы (в пределах одной жизни человека) перекрыть, удовлетворить его понимание данных базовых понятий и обеспечить их объективирование, воплощение, опредмечивание в существовании (вспомним известный средневековый спор об универсалиях)? 

Синтетическое «творчество» не-человеческих систем, часто подменяя (не только в мелочах) творчество человека как таковое, приводит нас уже сейчас к необходимости создания неких маркеров, индикаторов творческой социальной активности, которые бы неизменно подтверждали наличие результатов «живого» или «мёртвого» продукта, т.е., продукта, синтезированного синтетическим (!) интеллектом. Практика последних лет показывает нам, что эти результаты отличить совершенно невозможно, и люди (особенно пожилые), разговаривают с компьютером, гаджетом и даже стиральной машиной, обижаются на них, надеются на них, ожидают от них чего-либо, при этом в реальности, безусловно, речь всегда идёт об «общении», взаимодействии, коммуникации с искусственным интеллектом. 

Эпоха, в которой мы живём, носит «информационный» характер. Почему - в кавычках? Потому что информация существовала и в первобытнообщинном строе, но при этом сетевые взаимоотношения были просто иначе организованы. Понятие информация теперь стало для нас значимым, в связи с тем, хотя бы, что информационные факторы способны нынче оказывать огромное влияние на глобальные процессы; мы наблюдаем такие явления, как информационные войны, кибертерроризм, кибершпионаж, хакерство, государственные, научные, промышленные, банковские, частные информационные сети. Всё это теперь, в совокупности, составляет некую объективно существующую цифровую информационную ноосферу, имеющую свой объём, способ существования, развития и способы взаимодействия с ней человека и общества. Современный человек живёт, любит, творит и умирает (или «не умирает») теперь в ней и для неё. Если вы или ваша компания не существуете в Сети, вас для общества не существует в принципе. И предметы вашего творчества могут заинтересовать разве что домашних (соседи уже не актуальны). Не следует также забывать, что, в отличие от классической ноосферы В.И.Вернадского, цифровая ноосфера подлежит формализации по определению и, - следовательно, - контролю. 

Наиболее актуальными вещами в XXI веке стали способы идентификации и уникальная информация пользователя Сети, его персональные данные. Для этого существуют огромные дата-центры, хранящие всё это «на всякий случай». Судя по количеству различных служб идентификации, донимающих нас своими услугами в создании очередного ПО - это выгодный бизнес. Почему: потому что единственным источником новых знаний о мире по-прежнему остаётся человек познающий, а для этого каждый «участник креатосферы» должен быть на контроле, он должен быть надёжно вписан в существующую цифровую систему научных представлений о мире и человеке в нём.




Девтеров Илья Владимирович


Комментариев нет:

Отправить комментарий