О необходимости развития малого инновационного предпринимательства в России не говорил только ленивый. Тем не менее, малых инновационных предприятий (МИП) в России катастрофически мало, тем более – успешных. Все более активными участниками малого инновационного рынка сегодня становятся вузы: предпринимательские инициативы студентов и аспирантов поощряются и поддерживаются. Но инвесторы пока относятся к вузовским стартапам достаточно настороженно.
Улыбка Чеширского кота
Отношения МИПа и инвестора в современной России похожи на похождения Алисы в Стране чудес. Инвестор теоретически понимает, что МИПы, особенно на базе университетов, могут стать «золотым дном» многообещающих идей и удачных вложений, но на практике идти сюда не торопятся: не уверены до конца, чем обернется сотрудничество и каким будет результат. Ну а для МИПа инвестор – как Чеширский кот: кажется, что он в прямой доступности, но реальные пути взаимодействия найти очень сложно. И вот уже кот исчезает, и остается одна улыбка.
«Ключевое здесь – организация процесса взаимодействия стартапа с рынком, – говорит руководитель проекта НИТУ «МИСиС» по развитию взаимодействия с бизнесом по всем направлениям Станислав Мамулат. – В России этот механизм налажен из рук вон плохо. Венчурный инвестор требует от стартапа готовый проект с подтверждением спроса рынка, разработанной моделью и так далее. Крупные игроки просят принести «комфортные письма» от потенциальных покупателей. И очень часто инвестор хочет видеть образцы продукции, которые должны быть испытаны и стандартизированы. Без этого он не готов вкладываться в проект, и его можно понять. Но у стартапа банально нет на это денег, и он уходит ни с чем. Как отладить это взаимодействие? Пример взаимодействия бизнеса и государства, который следовало бы взять за образец, – Национальный научно-исследовательский совет (США), объединяющий деятельность Академии наук, Академии медицины и Академии инженерии. Это некоммерческое частно-государственное партнерство и по управлению, и по бюджетированию (треть – федеральные власти, треть – региональные власти, треть – частные партнеры). Совет производит мониторинг рынка, оценивают эффективность разработок и инноваций, формирует предложение или разработку стандартов. Выработанные технологии и стандарты затем распространяются по всему миру».
В свободном плавании
Тем не менее, удачные примеры работающих МИПов на базе университетов есть. Яркий пример – НИТУ «МИСиС», здесь создано больше 30 малых инновационных предприятий.
Работники местных МИПов – это сотрудники университета, которые начали заниматься инновационной деятельностью и почувствовали, что в структуре вуза им стало тесновато.
В НИТУ «МИСиС» нашли идеальный «баланс сил»: университет – учредитель МИПа, но его доля здесь всегда меньше 25%, а участие в жизни предприятия минимально. Задача вуза – не контролировать МИП, а позволить ему пуститься в свободное плавание. Это дает массу бонусов и для МИПа, и для инвестора.
Многие инвесторы отказываются идти в вуз из-за сложности управленческих решений и долгой бумажной волокиты: согласование договоров, документов и смет занимает столько времени, что инвестиционное предложение уже становится неактуальным. МИП же, выделившись из структуры вуза, имеет существенно более простую и быструю систему закупок, низкие накладные расходы и может осуществлять авансовые платежи. Взаимодействие МИПа и инвестора становится крайне удобным, все юридические процедуры занимают буквально несколько дней.
Формула успеха
Выделиться из структуры университета – полдела. А как стать успешным? У главного специалиста Управления науки НИТУ «МИСиС» Андрея Воронина есть готовый ответ:
«Стартапы становятся успешными потому, что адекватно используют инфраструктуру университета».
Андрей Воронин
НИТУ «МИСиС» не оказывает своим МИПам финансовой помощи, зато предлагает мощный набор инструментов поддержки. Первый и главный, по словам Воронина, – бренд университета. «Допустим, стартап приходит к потенциальному инвестору. Первый вопрос: «Ты кто такой, мальчик?». Если просто стартап с претензией – серьезные игроки не будут тратить на тебя ни минуты времени, – объясняет Андрей Воронин. – А если заказчик видит, что ты – часть МИСиС с его репутацией, мощностями и экспертной базой, то начинается конкретный разговор».
Показательный пример – инжиниринговая компания «Karfidov Lab». Несколько сотрудников кафедры инженерной графики и дизайна основали конструкторский кружок, который постепенно вырос в МИП.
«Заказчики доверяют студии, потому что знают – создать по-настоящему качественный продукт могут только те, кто одновременно хорошо понимает в дизайне и машиностроении, в том, как ведут себя конструкции и материалы», – комментирует Андрей Воронин. Среди флагманских работ Karfidov Lab – разработка математической модели корпуса Олимпийского факела и проектирование спортивных снарядов для полосы препятствий АНО «Гонка героев». Сейчас у студии оборот десятки миллионов рублей в год, а представительства открыты в Москве и Екатеринбурге. В 2015 году компания получила аккредитацию в Технопарке Сколково, позже такая же аккредитация была получена в Технопарке высоких Технологий Свердловской области. Этот статус позволяет компании оказывать услуги наукоемкому бизнесу, стартапам.
Для инвесторов – особенно крупных игроков и государственных структур – бренд университета является важнейшей гарантией того, что работы будут выполнены качественно и в срок.
«Инвестор понимает, что уж наш-то МИП никуда не денется», – поясняет Воронин.
На ранней стадии создания МИП идет его мощная информационная раскрутка. В распоряжении стартапа – все ресурсы университета с его пресс-службой, собственными каналами взаимодействия со СМИ и так далее.
«О наших МИПах пишут в газетах и снимают телевизионные сюжеты, – с гордостью рассказывает Воронин. – Первый канал, Россия-1, Наука 2.0 – кого тут только не было».
По сути, активная пиар-кампания МИПа – один из немногих каналов поиска инвесторов. Правда, довольно действенный: так, после серии телесюжетов выросло число заказчиков у еще одного успешного МИПа – Центра сертификации конструкционных материалов. Здесь проводят механическое тестирование материалов и выдают официальное экспертное заключение.
«Заказы приходят самые разные: экспертизы для судов, спецслужб, частных компаний, – рассказывает Андрей Воронин. – Часто это бывают заказы на сравнительно небольшие суммы, которые вуз бы не взял, а МИПу они актуальны».
Еще в распоряжении МИПа – юридическая и бухгалтерская поддержка. Не каждый стартап может позволить себе собственного юриста или грамотного бухгалтера. Регистрация, нулевая отчетность, заключение договоров, предоставление юридического и фактического адреса – все это берет на себя вуз. До получения первых денег МИП за это не платит.
Отдельный бонус – предоставление площадок и лабораторий университета МИПам на льготных условиях.
«Всем от этого одна выгода, – рассказывает Андрей Воронин. – Вузу хорошо, что его мощности всегда задействованы. Про МИП и говорить нечего – такое новейшее сложное оборудование никакой стартап себе не может позволить. Даже аренда – обоюдно выгодное дело: МИП платит льготную ставку, а вуз сдает оборудование не случайным людям, а тем, кто точно знает, как оно работает и как его использовать».
Яркий успешный пример такого МИПа – Центр «Технологии Специальной Металлургии». Он работает на собственной научной производственной базе «Теплый стан» НИТУ «МИСиС». «Фишка» Центра в том, что он производит сплавы металлы любого состава в любых – самых небольших – количествах. Это необходимо, когда идут эксперименты с составом и нужно выпустить несколько образцов продукта.
«В этом же центре трудоустроены и студенты МИСиС, они и работают и пишут дипломы на актуальные темы», – говорит Воронин.
Ложка дегтя
При всей своей привлекательности инвестиции в вузовские МИПы мало отличаются от других стартапов. И в этом плане инвестору непросто найти стартап мечты, остается только самостоятельно изучать описания МИПов на сайтах профильных вузов.
МИПу, особенно привязанному к университетским производственным площадкам, не выгодно отделяться от вуза, и возможности роста у него ограничены.
Кроме того, не совсем понятны критерии, по которым инвестор сможет решить, насколько перспективен тот или иной стартап. То, что он выделился из структуры вуза, еще ни о чем не говорит. По словам Андрея Воронина, университет тут выступает не только как венчурный фонд, но и как социальный регулировщик: помимо итогового финансового результата от деятельности МИП необходимо, чтобы накопленные в стенах вуза опыт и знания нашли практическое применение. Из тридцати с лишним МИПов НИТУ «МИСиС» по-настоящему успешных около трети. В чем причина неудачи других? Кто-то создавал МИП под определенные цели – например, для участия в конкурсе – и потом его забросил; у кого-то кончился запал, пропал настрой – вместе с ним пропал и МИП.
«Искать нужно не перспективный проект, а перспективную команду, – уверен Андрей Воронин. – Как определить, что ребята перспективные? Смотреть их публикации, разговаривать с ними, выпить водки, пойти в поход! Если команда хорошая – все остальное приложится. Это всегда человеческий фактор».
Автор: Надежда Фетисова
Комментариев нет:
Отправить комментарий