Основы инновационной культуры САНИ
Краткая творческо-инновационно-нравственная биография
Эта книга, как очень важный результат творческой, инновационной и нравственной деятельности, фактически родилась еще в 1952 г. и росла многие годы, реализуясь по-разному в разных направлениях.
Но важнейшее начало, творческо-инновационный путь процесса становления ее², положено на пути освоения и развития культуры закаливания организма, культуры здравосозидания. Это, во многом самостоятельное (организм, цели то личные, свои), направление жизни-деятельности, привело ко многим личностно-социально значимым творческим результатам³ (только по проблемам созидания здоровья опубликовано более 10-ти работ по основам, стратегии и инновационным особенностям здравосозидания и, в первую очередь, закаливания организма). Но основная и первая из них, книга «Закаливание организма (социология, необходимость, возможность, методология, методика, методы закаливания) [1], несмотря на высокую оценку-рецензию акад. Н.Амосова (и других высококвалифицированных специалистов здравоохранения – д.м.н.), пролежала почти 40 лет. Процесс ее издания, реализации полученных результатов в деле показал ряд важных сторон и особенностей, с которыми приходится иметь дело авторам и результатам их инициативной творческой деятельности.
Конечно, очень многое зависит от общей социальной системы, и от конкретных людей, способных оказать решающую помощь. С замечательным образцом нормального инновационного отношения-обеспечения довелось мне и моим друзьям иметь дело во время учебы в ХАИ в процессе создания первого в СССР аппарата на воздушной подушке (АВП-1), выполненного по «сопловой схеме» в послевоенный период [2] и получившего в 1962г. на выставке в Киеве высокую оценку Первого секретаря ЦК КПУ Украины Н.В. Подгорного. Этому предшествовал подарок более 20м² листов дюралюминия и АМЦ Саратовского авиазавода, доставка в Харьков, разрешение директора ХАИ Д.А. Люкевича на сборку аппарата в расширителе 3-го этажа главного корпуса Института (позже нам предоставили спецпомещение для отработки его в движении), изготовление лопаток для вентилятора, создающего давление в подушке, и другая всемерная помощь Харьковского авиазавода – ¹САНИ - сохранение и активизация новых идей. Система САНИ, т.е. методология, технология, структура, организация, основы функционирования-развития и духовно-нравственная составляющая была разработана автором в Кибцентре при активном участии его сотрудников, сотрудников УкрНИИНТИ, НМАПО им. П. Шупика, Киевского СНИО и многих граждан г. Киева
²Этот процесс – интересный объект исследований: как рождаются, развиваются и реализуются идеи в автономном, инициативном режиме.
³В том числе и, как показала жизнь, имеющих и стратегическое, глобальное значение. Более того – показало ряд важных сторон и особенностей, с которыми приходится иметь дело авторам и результатам инициативной, в том числе и социально-личностно значимой творческой деятельности, ее результатов.
т.е. была оказана вся необходимая помощь - что обеспечило успех нашей работы, а также последующей деятельности в этом направлении (это финансировало уже правительство УССР), успешное участие в ВДНХ СССР.
Следующим важным результатом, рожденным в годы работы в ЦКБЭМ (КБ С.П. Королева) в период подготовки полета человека на Луну, была разработка основ стратегического качественного прогнозирования космонавтики (а также проект дисколета, высоко оцененного в этом КБ специалистом из БРИЗа, и универсального лекала). Эта работа практически не воспринималась в те годы, как в КБ (считали, что речь идет о траекторном прогнозировании), так и на многих докладах на семинарах, конференциях, в том числе и на «Циолковских чтениях» в Калуге (1980г., доклад не был опубликован). Ее основную часть удалось опубликовать в сборнике научных трудов ХАИ уже в 2002 г. [3], а вторую часть в 2005 [4].
Эти работы способствовали появлению замечательного вопроса моего коллеги О.В.Жук о нереальности такого рода деятельности, работ-результатов. Что и включило мысль на поиск слабых мест в системе восприятия новых идей-разработок.
С некоторого времени параллельно шел процесс, связанный с необходимостью развития и реализации системы формирования и развития активной нравственности (было и соответствующее письмо Ю.В. Андропову, был и приезд представителя ЦК в Киев и интересная беседа, визит в ЦК и в редакцию всесоюзного журнала, предложение для публикации соответствующей статьи в журнал «Коммунист Украины»,…).
Короче говоря, вызревали основы необходимой системы восприятия и развития инициативных идей, которые были изложены в письме в «Литературную газету» (начало 70-х), после одной из ее публикаций на близкую тему и в «Пояснительной записке» подготовленной для встречи с акад. В.М. Глушковым (начало 70-х). Виктор Михайлович с большим интересом выслушал наши соображения и предложения. Тут же предложил подключить к этой работе вошедшего в кабинет одного из своих заместителей. Выступая на пленарном заседании научной конференции СКБ ММС ИК АН УССР 16.04.76 г., он сказал: «Слишком много рутинно мыслящих, но нужны люди и не рутинные, пользующиеся общей культурой… Не создаем условий, будем отставать от других». К большому сожалению его жизнь оказалась короткой…
Но идея продолжала развиваться и получила организационную поддержку в УкрНИИНТИ (Украинский научно-исследовательский институт научной и технической информации), что позволило сделать ряд важных конструктивных шагов. В том числе подготовить специальный раздел в общем отчете [5]. А затем подготовить по просьбе коллег Института кибернетики специальную рекламу, где была показана принципиальная схема системы САНИ [6], подготовить, а затем опубликовать статью в журнале «Техника молодежи» (но, конечно, несмотря на рекомендацию акад. В. Скурихина, и здесь не обошлось без проблем). Статья вызвала интересные отклики энтузиастов, с которыми меня познакомила редакция и дала начало плодотворному сотрудничеству с г. Минском и другим подвижкам.
Удалось подготовить, и главное, издать брошюру «Идеи должны работать или как использовать творчество каждого» [7], высоко оцененную многими, но попавшую в «развальные» 90-е и поэтому не сработавшую в соответствии со своими возможностями (ведутся разговоры о необходимости ее переиздания).
Важными шагами на пути инновационного и содержательного развития системы САНИ явились:
- апробация системы в Минавтотрансе УССР (1986г.). Она показала высокую, и многоплановую эффективность, и целесообразность ее использования и была рекомендована для реализации на уровнях предприятий, КБ, НИИ, ВУЗов, регионов, отраслей и страны в целом [8];
- разработка Устава (технологии и организации) системы САНИ (Сохранения и активизации новых идей) для СНИО (Совета научных и инженерных обществ) г. Киева (реализация была сорвана событиями 90-х) [9].;
- награждение за разработку принципиальной и функциональной схемы системы САНИ Дипломом второй степени ВДНХ УССР (1989 г.);
- были и другие значимые шаги, приведшие, в конечном счете, к созданию Украинского Центра сохранения и активизации новых идей (УЦ САНИ).
Этот этап, на организационной основе УЦ САНИ, активно и многопланово продолжил развитие и реализацию возможностей системы. В частности:
- разработан и опубликован проект Закона об идеях (инновациях)[10].. Опубликованы и статьи, показывающие необходимость такого закона;
- в соответствии с договором совместно с ИКИ НАНУ и НКАУ (Институт космических исследований) была выполнена работа для создания опорных зон инновационной деятельности для космической отрасли [11];
- было собрано значительное количество идей и разработок. В результате анализа которых были выделены новый класс идей («знаю что» в отличие от широко известных «знаю как»)[12] и ряд инноваций, имеющих стратегическое и глобальное значение. Поэтому были подготовлены и отправлены письма в ЮНЕСКО с рядом предложений: создание Банка идей в ЮНЕСКО, организации Аукциона идей под эгидой ЮНЕСКО (получен заинтересованный ответ);
- были подготовлены и опубликованы значительное количество работ по развитию системы и культуры САНИ [13,14,15,16,17 и другие], а также имеющие прикладное, отраслевое значение (космонавтика, образование, просвещение, нравственное развитие, здравоохранение и созидание, экономика, стратегия и возможности развития социума и личности, предпринимательство);
- было подготовлено, а затем опубликовано Письмо в Верховный Совет Украины с предложениями о составляющих создания национальной инновационной системы [18]. Были и другие письма на имя Президентов Украины, в Кабинет министров… Передавались материалы и лично В. Черномырдину…;
- разработаны и опубликованы клятва Прометею (для актива системы) и концепция праздника Прометея – необходимые духовно-нравственные составляющие системы и культуры САНИ [19].
- подготовлена и Программа курса «Об основах инновационной культуры».
Пожалуй, тут уместно напомнить о рецензии на книгу «Закаливание организма» Н. М. Амосова: «Один из авторов, занимающийся закаливанием более двадцати лет, имеет неоспоримое право на практические рекомендации, тем более на размышления с читателем по проблеме, по настоящему волнующей его».
Мне и коллегам стало ясно, что накопленные, опубликованные материалы работают в режиме «растопыренных пальцев» - надо подать их, как единый, комплексный результат. Правда, в связи с тем, что инновационный процесс – это единственный в своем роде процесс, объединяющий все стороны личной и социальной жизни, включая ее исследовательско-созидательную составляющую, экономику, управление, предпринимательство, сферу активной и массовой-всеохватной нравственности на всех уровнях, образование-просвещение, искусство, семью и т.д., свести в одну книгу все полученные результаты невозможно. Особенно учитывая, что инновационное поле в инициативной ее части, считалось и считается сейчас, функционирует исключительно случайно, на диффузной основе. А потому остается совершенно не возделанной целиной и поэтому нуждающейся в разносторонних исследованиях, в создании совершенно необходимых условий. И особенно в использовании возможностей, которые дает радикально новая инновационная система, основанная на совершенно ином подходе к инициативной составляющей инновационной сферы.
Опубликованная часть выполненной работы дает возможность ознакомления с необходимостью и основными составляющими инновационной культуры, основанной на системе САНИ. Необходимость в такой системе была показана и в Рекомендациях авторитетного симпозиума, включавшего ряд Президентов национальных Академий наук стран СНГ и Президента Федерации европейских академий наук [20]: «В условиях резкого повышения вооруженности знаниями, умениями и ресурсами человек, социальные системы становятся необыкновенно могущественными, что при нынешнем отставании и даже разрушении социальных традиций и моральных устоев может представлять не только благо, но и большую опасность. В связи с этим необходимо кардинально пересмотреть этические аспекты формирования инновационной культуры …и для обеспечения гуманистической ориентации инновационного развития.
Одновременно следует создавать институциональные и информационные возможности духовного раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых идей (выделено - авт.), имея в виду, что современная цивилизация становится все более чуткой к флуктуациям в социальной, экономической и экологической сферах».
Показаны и некоторые актуальные возможности инновационного развития на такой основе. Причем само понятие «инновационное развитие» показано, также как и сама методология проведенной и проводимой инновационной исследовательско-созидательной работы в инновационной сфере, на основе требований системной полноты, как совершенно необходимого условия научной, конструктивной и практической эффективности. В последнем разделе предоставлена возможность ознакомления с некоторыми важнейшими статьями, дополняющими основное представление об инновационной культуре и системе САНИ. В частности: о концептуальной основе и инновационно-нравственной деятельности, о фундаментальных исследованиях инновационной сферы, о создании и развитии инновационной системы Украины, о Законе об идеях [27], Конечно, очень нужна более широкая и удобная социализация и других очень значимых достигнутых, уже опубликованных исследовательско-конструктивных результатов и для других важнейших направлений инновационного развития личности и социума.
* * *
Содержание книги следующее:
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗДЕЛ 1. Основы инновационной информационной технологии сохранения и активизации новых идей (ИИТ САНИ) 1.1. О необходимости и проблемах радикального совершенствования ннновационного процесса
1.2.Определение идеи
1.3. Основные термины и содержание инновационной информационной технологии, как основы инновационной культуры, деятельности
1.4. Инновационная деятельность и универсальная ответственность эксперта 1.4.1. Характеристика инновационного процесса и развития
1.4.2. Характеристика и протекание процесса оценки. Роль, заинтересованность и ответственность эксперта, по ходу развития авиды, за результаты оценки
1.4.3. Необходимость и возможности кардинального совершенствования системы оценки. Универсальная ответственность специалистов (профессионалов и самородков)
1.4.4. Что и как делать. Возможности и средства (Конструктивная часть)
РАЗДЕЛ 2. Основы системы сохранения и активизации новых идей 2.1 Необходимость системы САНИ
2.2. Системная и качественная полнота системы САНИ 2.3. Принципиальные основы системы сохранения и активизации новых идей
2.4 Инновационная культура
2.4.1. Основные составляющие инновационной культуры (качественный состав)
2.4.2. Концептуальные основы инновационной культуры
2.5 Области применения системы САНИ
РАЗДЕЛ 3. Система демократизации и гуманизации информационно-инновационного ресурса и социально-личностного обеспечения инновационной подготовки принятия решений 3.1 Механизм демократизации и гуманизации создания информационно-инновационного ресурса
3.2.Система социально-личностного обеспечения демократической, инновационной подготовки принятия решений
3.3. Некоторые важнейшие особенности науки завтрашнего дня
РАЗДЕЛ 4. Дополнение. Статьи по общим основам инновационной деятельности
4.1. Антропокосмизм Н.Холодного – концептуальная основа инновационно-нравственной деятельности
4.2. О необходимости, методологии и задачах фундаментальных исследований инновационной сферы
4.2.1. Осноные причины, породившие современную ситуацию
4.2.2. Фундаментальные исследования для созидания социального движения и его инновационное обеспечение
4.2.3. Заключение
4.3. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей
4.4. О создании и развитии инновационной системы Украины
4.5. О законе об идеях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Социально-личностная технология САНИ, организация и технологии информационной культуры – основа и ключевое средство эффективного и прогрессивного развития социума и личности
ПРИЛОЖЕНИЕ
- ПРОГРАММА курса «ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФОРМАТИКИ И ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»
- ПРИНЯТЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
* * *
Коротко о существе изложенного в книге
Инновационная информационная технология (ИИТ), реализующая ее система сохранения и активизации новых идей (САНИ) и соответствующая культура [22,23] предназначены для качественно полного инновационного обеспечения (информационного, экономического, морального, социального, организационного и др.), необходимого для превращения результатов инициативного творческого труда народа, каждого гражданина в информационный, а затем и в сущностной потенциал семьи, трудового коллектива, страны, мира. Она открывает простор инициативному и гражданскому творчеству широчайшего круга людей, эффективно способствует дебюрократизации, «девыгодизации», т.е. созиданию человека и социума при принятии решений во всех сферах жизни.
Основные задачи системы САНИ: - стимулирование и всестороннее обеспечение спонтанного, а также специальная активизация индивидуального и коллективного научно-технического и социально-личностного творчества широчайшего круга людей;
- организация потоков научно-технических, социальных и любых других идей, разработок и предложений массового и инициативного творчества в эту систему, их социальное сохранение, оценку, обработку, развитие и далее, поставку в информационный оборот потребителю (социальному и личностно-семейному);
- гарантированное полное социальное сохранение новых идей и их авторства;
- социальное, силами государства, личностных усилий автора и других граждан, организаций, неформальных коллективов, обеспечение всех позитивных, особенно наиболее актуальных и эффективных идей, независимо от возможностей автора;
- обеспечение, демократической по форме и содержанию, активизации новых идей на основе, пользующихся общественным доверием, специальных процедур, новых методов объективизации оценки и социального контроля за процессом развития идей;
- создание и функционирование активного социального интеллекта на основе и вместе с деятельной социальной и личностной нравственностью.
Система САНИ способна обеспечить инновационную деятельность и инновационную культуру необходимой активной нравственной деятельностью, духом, т.к. без надежного обеспечения этого условия, она становится чрезвычайно опасной. Не говоря о неспособности, в противном случае, работать со всеми классами инноваций, о бюрократизации, погоней исключительно за прибылью, следовательно, и к функциональной неспособности. Нужен именно органичный сплав предложенных активных и массовых инновационной и нравственной культур, как главного условия выживания и системно полного, гармоничного прогресса, достижения синергетичности отношений, личных и социальных.
Велением времени является необходимость ориентировать систему образования и просвещения на инновационные факторы развития, стимулировать средства массовой информации к широкомасштабной воспитательной работе в направлении освоения инновационно-нравственного мировоззрения, специальных знаний и умений. Для этого в книге предложена Программа освоения основ и развития позитивной составляющей инновационной деятельности-жизни, разработанная на основе системы и культуры САНИ. Благодаря стремлению к системной полноте в процессе создания этих основ инновационной сферы и на их основе, была разработана терминология, радикально отличная от ныне принятой в мире и, например, в рамках стандарта [21]. И, в частности, что принципиально важно, таких базовых, ключевых понятий, как инновация [обновление, оно начинается много раньше нововведения и эта часть инновационного развития авиды остается вне зоны внимания исследователей, созидателей (инновационной системы, культуры), законодателей, управляющих лиц и органов], инновационный цикл, инновационная информация и инновационное развитие (см. Примечание).
В книге показана «необходимость сохранения любого знания независимо от результатов его оценки на текущий момент. …впервые теоретически обоснована и разработана методология создании банка идей с приоритетом функции сохранения идей» [22]. В этой, принципиально важной мысли, однако, к сожалению, автор не заметил радикальную разницу между банком идей (в конце 80-х они были организованы в журналах « Химия и жизнь», «Техника молодежи» - после публикации моей статьи [23] и моего замечания о нецелесообразности такого шага - и в других журналах-газетах,...) и системой САНИ¹, не увидел недостаточности банков для создания условий, необходимых для нормальной генерации и развития авиды. Тут без специальной системы сохранения (а это не только и не столько банк идей) и, что не менее важно, активизации идей (авиды) не обойтись!
Совершенно необходимо и формирование инновационной культуры у всех слоев населения – тем более, что инновационный процесс, особенно современный, фактически не знает исключений. В принципе невозможно сказать заранее: кого конкретно и какой слой населения надо исключить из сферы такого образования-просвещения. Огромное значение инновационной культуры [15]. отметила и д.филос.наук Ж.Ю.Кузьмина [24].
За последние десятилетие стремление к овладению «инновационного пути развития», «инновационной экономикой», созданию «инновационного общества» получило широкое распространение [25].
В одной из рецензий на эту работу было сказано следующее: «Все более широкий круг специалистов, политических деятелей приходят к заключению:
● только умелое раскрытие творческих возможностей и достойная реализация результатов каждого человека обеспечит наличие новых идей, успешное инновационное развитие страны и гармоничное развитие личности;
● о необходимости самого широкого участия граждан в социально-политической и экономической жизни страны и мира и перехода от представительской демократии к непосредственной.
Однако, если технологии производства идей и информационные технологии находятся в центре внимания и быстро развиваются, широко используются, то инновационная информационная технология (технология работы с инновационной информацией), являющаяся основой инновационного развития и без которой технология «переработки» идей в новую информацию остается на уровне ХIХ в., практически неизвестна. Отсутствует даже поиск, направленный на совершенствование процессов и деятельности по преобразованию новых идей в продукт приемлемый для их реализации.
Авторы предлагают конструктивные решения ряда важнейших проблем инновационного развития:
● социально-личностного обеспечения инновационной деятельности, особенно на начальных стадиях творческого и инновационного развития всего спектра идей и авторов (а не только стимулирования);
● создания соответствующей специальной информационной инновационной инфра- и гиперструктуры;
● радикального дополнения и изменения технологии и организации системы инициации, сбора, приема, оценки и активизации идей;
● включения всех слоев населения в инновационный процесс, который должен опираться на активную инновационно-нравственную массовую деятельность;
● радикального улучшения терминологической базы, основы правового и организационного обеспечения инновационной сферы;
● реализация актуального требования системной полноты при создании любой инновационной системы.
В данной работе Джелали В.И Кулиниченко В.Л. «Основы инновационной культуры» проанализирована инновационная сфера, сложившаяся к началу XXI века, поставлены назревшие вопросы и проблемы, а также изложены основы, не имеющей аналогов в мире, инновационной информационной технологии, системы и культуры сохранения и активизации новых идей (САНИ). Эта система и культура – обязательное условие и средство решения современных проблем связанных с выходом из системного кризиса и духовно-нравственного развития социума и личности. Система и культура САНИ позволяют создать механизм и условия социально-личностного обеспечения инициации, сбора, сохранения, защиты авторских прав, объективизированной методологически, в частности, доброжелательной и демократической оценки идей и инициативно-творческой деятельности автора, их активизации и использования результатов на технологически и организационно обеспеченной нравственной основе.
Предложенная технология, организация и культура имеют важное государственное и личностное значение, для каждого человека/организации, действующих на достойных нравственных началах.
В частности этот, видимо, незаменимый механизм способен активизировать, консолидировать и эффективно (главное с пользой) использовать массовую, организационную и личностную положительную социальную энергию (т.е. социума, личности и семьи) – определяющую энергию XXІ века. В том числе предложить качественно новые услуги (в стране и в мире) и значительное количество высокочеловечных и квалифицированных рабочих мест. Он способен радикально улучшить экономическую (как средство обеспечения жизни, а не получения максимума финансовых результатов) и социальную ситуацию (о необходимости активизировать и социально-экономической значимости качественно новых изделий [12,29] писал еще акад. П. Капица [30]).
Большое, неоценимое значение предлагаемая система и культура имеют и для национальной безопасности [31]., а также для такой отрасли деятельности, как космонавтика, которой необходимо все лучшее, передовое, на что способен человек и цивилизация [32]. К тому же располагающей лучшими кадрами, оборудованием и даже духом.
Думается, что эта книга будет способствовать решению современных проблем [33], становлению страны, достойной мечты наших лучших предков.
Ясно, что от системы определяющей технологию и управление общественными процессами и подготовленность кадров зависит чрезвычайно много. Освоение основ инновационного развития совершенно необходимо. Конечно, материал требует внимательного отношения, учитывая новизну системы, в целом он изложен доступным языком и может быть рекомендован к изданию как учебное пособие для студентов, слушателей, аспирантов и организаторов творческой, инновационной и нравственной деятельности.
В заключение следует напомнить принципиально важные основы организации инновационной жизни (реализованные в системе и культуре САНИ и показанные в книге):
• «...научное искание, исходящее из действий, лежащих вне научной сознательно организованной работы человечества... по массе нового в этой форме научной мысли, вносимого в науку, и по его важности в историческом итоге эта часть... сравнима... с тем, что вносится в науку сознательно над нею работающим ученым» (В. Вернадский);
• «Вся история науки... показывает, что отдельные личности были более правы..., чем целые корпорации ученых» (В. Вернадский);
• «Индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность» (И. Пригожий);
• «...даже выдающиеся умы нуждаются в механизме сбора, оформления, продвижения и распределения плодов своей деятельности. Только организация способна придать процессу последовательность и непрерывность» (Т. Стюарт);
• «Тому, кто не овладел наукой добра, всякая другая наука только мешает» (сегодня опасна. — Авт.) (М. Монтень)
• В отрыве от истины совесть – не более чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения ( У.Черчилль)
• «Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали» (Д. Кук, 2000);
• необходимы нравственное обеспечение инновационной деятельности, а также инновационное и, включаемое таким образом, социально-экономическое, организационное, обеспечение активной массовой созидательной, нравственной деятельности, а также демократических процессов, включающих любую конструктивную, прогрессивную мысль и деятельность любого;
• Владеющий инновацией, владеет будущим! Каковы инновации – таково и будущее…
Приложение
Авида (элементарная "частица" инновационного процесса) – АВтор и ИДея, как правило, неразрывное целое в инновационном процессе, объект («сырье») и субъект, с которым взаимоактивно работает инновационная информационная технология и система САНИ*.
Инновация (лат. innovatio – обновление) – нечто новое, его многообразные состояния в любой форме и сфере человеческой жизни в том виде (по форме и существу), который оно имеет в соответствии со стадиями творческого (исследовательско-созидательного), поискового, генетического или случайного развития от момента инициации и выявления проблемы его порождающей до окончания его развития и использования. Принимает как необычный, трудно воспринимаемый вид идеи, так и привычную форму патентов, публикаций в специальных журналах, СМИ.
Инновационная информация – структурно может состоять из идей ("сырых" еще не доведенных до информационного уровня) и новой информации, быть индивидуализированной и социализированной. Отличается также большой степенью неопределенности (научность, эффективность, реализуемость, полезность и т. д.), инициативности (восходящей, межотраслевой, внешней по отношению к организации).
Инновационная информационная технология (ИИТ) – технология работы с информационной составляющей (прежде всего с творческой, содержащей новизну) инноваций и инноваторов, включающая в качестве основных составляющих методологию, специальные социальные механизмы, алгоритмы их работы (с инновациями и инноваторами), духовно-нравственную атмосферу (и деятельность), общую организационную структуру всего технологического цикла. В качестве вспомогательных может включать программные, технологические и иные средства связи, информатики.
Инновационное развитие – фактически имеет несколько смысловых, функциональных значений:
I – развитие инновационной сферы социального и личного характера, включающее исследование, создание, совершенствование, функционирование и системно, качественно полное развитие всех ее составляющих по всему инновационному циклу;
II – развитие авиды от ее инициации до информации и далее до полной физической и коммерческой реализации;
Ш – развитие любой сферы, ее части, особенно основанное на качественно новых решениях;
ІV – общее развитие на основе максимального, первоочередного использования (высшей) инновационной культуры.
V - развитие личностное (инновационной культуры, инновационно-нравственной деятельности, социальной и личностно-семейной).
Специально отметим особенности инновационного развития в плане образования-обучения (VI), где оно должно быть реализовано в шести основных направлениях:
• как специальный личностно-социальный механизм само и социальной (и коллективистской) развития, реализации личности, т.е. школьника, школьного коллектива, их близких и родных (осознание этого направления инновационного развития окончательно сформировалось благодаря статье И.И. Ермакова и Д.И. Петренко);.
• как предмет изучения, практического освоения инновационной сферы и соответствующей инновационно-нравственной деятельности;
• как динамическая социально-специальная составляющая специальных учебных предметов в общеобразовательной школе и учебных дисциплин в высшей школе, наук (физики, химии, философии, истории, литературы и т.д.);
• как освоение новых педагогических методологий, методик, концепций, технологий, систем, приемов, …;
• как методология и средство практического освоения научных знаний;
• проведение Праздника Прометея* [22] как синтеза и итогов инновационной-нравственной, личностно-социальной деятельности, как способ привлечения к ней новых активных участников и пользователей ее результатов.
Инновационный цикл (ИЦ) – полный цикл инновационного процесса, включающий все основные его составляющие: инициацию, генерацию (частично), социальные сбор, прием, сохранение, защиту, оценку, активизацию (развитие по существу, по форме, организационно для улучшения восприятия), реализацию, организацию позитивного использования, консервацию
На индивидуальном уровне: Инициация (I) → генерация (частично) (II) → далее личностно-социальные: сбор авид (III) → прием (IV) → сохранение идей (V) → защита (юридическая, организационная, технологическая) (VI) → оценка (содержательная и социально-коммерческая) (VII) → активизация[1] (развитие по существу, по форме, организационно, для улучшения восприятия) (VIII) → реализация (IX) → использование (позитивное) ( X ) → консервация ( XI )
Литература
1. Джелали В.И., Бахарев А.М. О закаливании организма. Теория и практика. (социология, необходимость, возможность, методология, методика, методы закаливания).- К: 2010.- 144с.
2. Набатов А.С., Гребенников А.Г. Крылья ХАИ (1930-2005гг. Очерки истории). – Харьков.- 2001.– С.142-147
3. Джелали В.И. К прогнозированию стратегии качественного развития космонавтики, Вопросы проектирования и производства конструкций летательных аппаратов// Сб. научных трудов. – Вып. 28(1). – Нац. Аэрокосмический университет им. Н.Е.Жуковского «ХАИ».-Х.: – 2002. – С.104-110
4. Джелали В.И. К стратегическому качественному прогнозированию космонавтики (формирование системы высших целей)// Винахiдник i рацiоналiзатор.- К., - 2005.- №6.- С.9-13.
5. Джелали В.И. Создание централизованного фонда научно-технических идей, направленных на решение основных народно-хозяйственных проблем УССР// Отчет о НИР. – ГР 8006II69; инв. № Б989601. – К.: 1981. – Т. 1. – Раздел 4.2. (Подсистема активизации...). – С.50-137.
6. Джелали В.И. Система сохранения и активизации новых идей// Проспект ВДНХ УССР. – К.: ИК АН УССР. – 1989. – 5 с.
7. Калитич Г.И., Джелали В.И., Андрощук Г.А. Идеи должны работать. – К.: Знание.- 1990. – 62 с.
8. Могила В. Резервы эффективности использования изобретений и рационализаторских предложений// Экономика Советской Украины. – 1987. – № 10. – С. 57-61.
9. Джелали В. И. и др. Устав организации СAHИ// Киевский СНИО. – К.:1990. – 101 с.
10. Джелалi В. I., Небораковський Ю.В., Зайцев В.В. Тимчасове положення про iдеї...(проект Закону про iнновацiї)// Уряду України. – Т.5.- Матерiали мiжнародної конференції «Людина i духовнiсть». – К.: НДI «Проблеми людини». – 1996. – С.401-408.
11. Джелали В.И., Воронин А.Н, Моисеенко В.В., Баранов Г.Л., Гаврилова Н.Л., Селиванов Ю.А. Создание опорных зон инновационной деятельности на предприятиях космической отрасли (Разработка концепции инновационной информационной технологии – ИИТ, …)// Научно-технический проект Института космических исследований НАНУ и НКАУ, УЦ САНИ по договору с Минобразования и науки. - № 06.01/00190. - 1997-2000 г.г.
12. Джелали В.И. Знание того, что делать (know what), – особо важные и трудные инновации// Iнструментальний свiт.– ІВЦ «АЛКОН» НАНУ.-К.: 2003. – Ч. 1.– № 2.– С.38 – 40; Ч.2. – №3.– С.38-40.
13. Джелали В.И. Инновационная информационная технология – основа инновационной культуры// Укр. журнал медичної технiки i технологiї. – К: 2007. – Ч.1. – №1. – С.66-72; Ч.2 – №2-3. – С.30-52.
14. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Кислов В.В. Методологии фундаментальных исследований инновационной сферы// Стратегiя розвитку України. Науковий журнал. - К., Книжкове видавництво НАУ.- №1-2.- 2007.- С.315-334.
15. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура - основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор.- К. - 2002.- №4. - С.5-11.
16. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Антропокосмизм Н.Холодного – концептуальная основа инновационно-нравственной деятельности// Материалы ХII-й Межд. н.-пр.конф. «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики».- Киев-Херсон - Симферополь.-. 2007.- С. 194-198.-671с
17. Терещук В., Джелалi В., Кудiн В., Новиков Б. Совiсть – це той бог, якому не моляться. А дарма// Вiче (теоретичний і громадсько-політичний журнал). – К.: 1996. – №12. – С. 72-76.
18. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Тарасов В.А. О создании и развитии инновационной системы Украины// Український журнал медичної техніки і технології. – 2006. – №3. – С. 76-83.
19. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века // Iмiдж школи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтований посiбник) – К.. 1999. – ч.II. – С.17–30. (Трибуна № 11 – 12, К., 1991; С. 17 – 18; Журналист, – Харьков. – № 44, 45 – 1997)
20. .Роль международных организаций в развитии общеевропейского научно-технического пространства// Материалы межд. симпоз. в рамках реализации решений Всемирной конф. по науке (Будапешт, 1999г.).К.: – С. 325.- 340с.
21. Межгосударственный стандарт. ГОСТ 31279-2004. Инновационная деятельность. Термины и определения// Инновации как стратегический ресурс развития экономики государств содружества (издание официальное). Сборник статей, аналитических и информационных материалов. – М.: 2005. – С. 1-6.- 6с.
22. Галица И.А. Новые аспекты инновационного развития в современных условиях// Механізм регулювання економіки (Розділ 4. Управління потенціалом інноваційного розвитку на засадах маркетингу).- .№4.– 2007. – С. 210-213.
23. Калитич Г., Джелали В., Доценко А. Идеи должны работать или Как использовать творчество каждого// Техника–Молодежи. – №9. – М.: 1985. – С.4-6
24. Кузьмина Ж.Ю. Инновационная культура, как необходимая составляющая гармоничного развития современного общества// ДонНУЭТ им. Туган-Барановского. – www.rusnauca.com|15_NPN...|46696.doc.htm.
25. Социальный потенциал инновационного развития экономики: украинские реалии.- под редакцией акад. НАН Украины В.М. Вороны, д.э.н. Петрушиной Т.О..- Киев: Институт социологии НАНУ.- 2014.-328с.
26. Джелали В. Беспризорные идеи просятся в закон// Журналист.- Харьков.- 31октября-6 ноября 1997.- №38
27. Джелали В.И. О законе об идеях// Матер. межд. симпозиума «Наука та технологiї». – К.: 1997. – С. 60-61
28. Джелали В.И. Развитие творческого, нравственного, инновационного потенциалов// Винахiдник i рацiоналiзатор.- К.: - №3-4.- С.18-21
29 Джелали В.И., Новак И.М. Инновационные особенности обеспечения экспортоспособности Украины// Науковi працi МАУП. – вип.№10.- Управлiння конкурентоспроможнiстю в умовах глобалiзацiї. – К.: МАУП, 2003. – С. 179-181.
30. Капица П. Л. Теория, эксперимент, практика. – М.: Наука.- 1974.- С.104 .- 288с.
31. Морозов А.А., Джелали В.И. К концепции инновационной составляющей национальной безопасности (предварительные замечания, исследование) // Математичнi машини i системи. Науковий журнал. – К.: 2011. – ч.1.: №2.– С. 182-192; ч.2. – №3. – С. 146-159.
32 Кузнецов Э.И., Баранов Г.Л., Джелали В.И. Основы концепции инновационной базы развития космонавтики в Украине// Технические системы Научно-технический журнал.- К.: - №2.- 2014.- С.7-14.
33. Джелали В.И., Моисеенко В.В. Радикально новые коренные лично-социальные технологии – основа эффективного и прогрессивного развития социума и личности// Соціополіс в Україні (від ідеї до практичного втілення). – Матер. н.-пр. конф. – К.: 2000. – С. 142-149.-208с
Комментариев нет:
Отправить комментарий