В своё время я сделал авторам
несколько предложений, в плане сотрудничества по
деятельности, в общем и общезначимым деле. Тем более - когда крайне
важны совместные действия в такой области жизнедеятельности. Однако,
они остались без ответа.
Таким образом мне придется поместить в интернете эту статью с моими соображениями, но уже автономно. Материал более чем актуальный, он должен работать
«Интеллигенция
сегодня должна объединяться, должна выдвигать и реализовать новые пути
эволюции. (Эта мысль выделена Казначеевым),
(Добавлю: Системно полная, целостная инновационная
деятельность требует, способна и поэтому обязана задействовать и объединить
всех, любых граждан и организации, народы. Стремящихся быть, стать человечными
- Дж.).
...Мы утверждаем, что именно вечное,
бесконечное, неистребимое движение добра является той глобальной планетарной
силой, которая объединяет сегодня человечество, независимо от
геополитических, религиозных, экономических структур, и постепенно отмежевывает
черные силы, которые сегодняшней коммерциализацией, личной экономической
выгодой тормозят развитие фундаментализма постклассической науки XXI
века». акад.
РАМН В.П. Казначеев (Ноосферная экология и экономика.
Проблемы «Сфинкса XXI века», Новосибирск, 2005г.)
Как добро, сделать активным. организованным и
обеспечить необходимым (идеями, разработками, инновационно, достойными
кадрами, материально-технически, инициативой) - кто в состоянии дать
полновесные ответы на эти вопросы? Только система САНИ )
В. Джелали 20.5.21- 5.6.32
Феномен инновационной культуры
В статье рассматривается сущность
инновации и ее роль в модернизации общества. Авторы статьи рассматривают
сущность инновационной культуры. Авторы раскрывают ее роль в условиях
модернизации общества. В статье дается характеристика инновационной культуры. Раскрывается
значение роли инновационной культуры. Авторы рассматривают сущность и некоторые
характеристики инновационных качеств человека. Обращается внимание на влияние
инновационной культуры на позицию и деятельность человека. Авторы обращают
внимание на влияние инновационной культуры на модификацию образования. В статье
раскрываются основные функции инновационной культуры.
Ключевые слова: инновация, инновационная культура, инновационный человек, инновационные
качества, образование и инновация, функции инновационной культуры.
* * *
Инновации являются важным индексом
трансформаций, изменений в культуре. Одним из важных факторов изменений
происходящих в культуре являлись инновации, которые представляли собой
нововедения в культурных механизмах регуляции, организации, упорядочивании
культурного поведения и культурной деятельности в обществе. Так, в «Толковом
словаре» В. Даль отмечает, что слово «новшество» имеет культурный смысл. Оно
означает: «введение новизны, новых обычаев, порядков»; при этом добавлено
бытовавшее выражение: «не всякое нововведенье полезно». Рассмотрение инновации
как культурного феномена, как изменения и трансформации в культурной
деятельности человека, позволяет выявить культурные механизмы, направленные на
изменение менталитета, этнической картины мира, места и позиции человека в
системе культурного поведения. Этот подход позволяет изучить качественные
изменения в системе ценностей, поведения, коммуникаций, оказывающих влияние в
целом на трансформации в обществе, играют важную роль в цивилизационном
развитии, в том числе и в сфере экономики. Культурные ииновации
становятся мощным механизмом, который оказывает влияние на изменение модели
успешности человека, как в личностном, так и социальном измерении.
Проблема инновационной культуры в целом мало изучена.
В большей мере ученые акцентирует внимание на исследовании сущности инновации,
достаточно много работ посвящено анализу экономических, социальных, технических
оснований инновации. Многие зарубежные и российские ученые считают, что само
понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов
(прежде всего немецких) ещё в середине XIX века и
означало введение (инфильтрацию) некоторых элементов одной культуры в другую.
При этом речь обычно шла о внедрении европейских способов организации
производства и жизнедеятельности в традиционные (архаичные) азиатские и
африканские общества. В 20-х годах прошлого века стали изучаться закономерности
технических инноваций (нововведений). Позднее (в 60-70-х годах) начинает
складываться специальная междисциплинарная область научного знания – инноватика
(иннология – наука о новом, исследования; неоника –
наука о созидании. Как созидание вообще, так и специальной техники, технологии,
организации, обеспечивающих умение, действие, созидание и развитие
инносферы, Жизни. – Дж.).
Специалисты по инноватике используют накопленные данные (надо включать в жизнь не только данные, но и разработки, необходимые для инновационной деятельности, жизни авторов, их идей и различных организаций, народов, всего мира. Действующая система явно не справляется с задачами времени и научно не верна, системно не полна. Что совершенно недопустимо, т.к. отсутствуют абсолютно необходимые, объективно (хотя субъективно еще не осознаны) требуемые, лично каждому и социально, составляющие инноватики. Соответственно, надо определиться, в частности, с понятиями инновационного цикла, развития, инновации (которая начинает свою жизнь не с момента продажи, а с восгласа «Эврика!» и даже раньше), инноватора, инновационная сфера, ...– Дж.) самых различных наук - инженерии, экономики, социологии, психологии, акмеологии, технической эстетики, культурологи, (деятельной и самодеятельной этики – Дж.)
и т.д. Одной из наиболее разработанных современных
прикладных научных дисциплин является инновационный менеджмент, понимаемый как
совокупность знаний и система действий, направленных на достижение
конкурентоспособности создаваемых новшеств
(чрезвычайно узко. Коротко: не все новое нужно
ради конкуренции – есть и надо во все в большей степени, и для сотрудничества,
пользы – что тоже не сводимо к конкурентности. И именно эти качества, их
развитость и обеспеченность определяют выживаемость, действительное
развитие, его устойчивость, успешность-эффективность, что можно определять по
Аристотелю, Пригожину: «Цель всякого изменения, если оно сообразно
природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме (и
социальном – тоже! - Дж.) идеал его рациональной сущности». Аристотель,
Пригожин) – Дж.)
Проблеме изучения инновационной культуры
посвящены ряд работ российских и зарубежных ученых. При этом просматривается
большой разброс в подходах, в концептуализации инновационной культуры. Если
одна группа ученых обращает внимание на формировании новаторских идей как один
из первых проявлений изменений в культурном объекте, то другая группа ученых
констатирует связь и обмен ценного и неценного, как проявление новации в форме
отрицания ценного, как форму отказа от традиционного в сфере неценного. В
работах Д. Гвишиани, В. Громека, Ж. Кузьминой, Г. Котельниковой отмечается, что
инновационная культура представляет собой «знания, умения и опыт
целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения
новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в
инновационной системе динамического единства старого, современного и нового,
иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа
преемственности» [1,3].
(Нет системы обеспечения инновационной деятельности-жизни и
нравственного ее обеспечения-сопровождения. А знания-умения без добра
становятся всё более опасными. И нет Хотения – см. формулу Трапезникова-
Джелали [9]. - формулу эффективности действия –Дж.)
В этом плане одним из важных
составляющих в формированиии иновационной культуры является стремление к новому
(похоже - это культ нового! Не культура. Ведь
Это средство, а не цель - см. Тоффлер Шок будущего (С.517-529) – и это еще в
70-х. Культура – если ради стремления к совершенствованию, совершенству,
человечности. красоты и гармонии, сингулярности, как ценностная ориентация
высококвалифицированных специалистов и работников. См., кстати и [9]. Или
по Аристотелю, Пригожину – Дж.)
Как известно, ведущим направлением развития для всех стран ХХI века
является планомерный переход развития к человекоцентричной парадигме (или
модели) социально-экономического развития.
(Или более того и давно пора – к антропокосмической по акад.Н.Холодному
(Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Антропокосмизм Н.Холодного – концептуальная
основа инновационно-нравственной деятельности// Материалы ХII Межд. н.-пр.
конф. «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». – К.-Херсон-
Симферополь. – 2007. – С. 194-198. Переиздана:Менеджмент и кадры: психология
управления, соционика и социология.-Международный научно-практический журнал.-
К: 2015.- №1 (145).- С.16-23 э/доступ:http://space-future.blogspot.com/2015/01/blog-post_14.html)
– Дж.)
(Однако
современная – основанная на рыночных отношениях, т.е.
конкурентных, где человек - человеку не друг, а конкурент, волк. Даже
в семье! А от инноваций требуется, прежде всего, а то и только, не
польза, а выгода – Дж.)
Соответственно национальные приоритеты Республики
Казахстан сконцентрированы на сохранении и повышении качественных характеристик
населения страны – его профессионализма, здоровья, культуры, нравственности и
т.д.
(Вот это уже Здорово! И совсем не так, как в мире?!
Тем более надо сотрудничать!– Дж.).
Обозначенная парадигма отвечает за освещение
синергетических взаимосвязей экономического воспроизводства с такими другими
немаловажными составляющими как – духовными, культурными,
нравственными гражданскими составляющими процесса и
результатами общественного развития. Активное приобщение человека к
происходящим в обществе инновационным процессам, поддержка и приобщение к
возможным видам инноваций осуществляется благодаря инновационной культуре
общества,
(и обеспечивающее ее функционирование, развитие и
расцвет – инновационная система – Дж.)
оказывающей так же влияние на его
духовное (и нравственное – Дж.) совершенствование и развитие. (верно и
очень кстати!, т.к. это не тавтология – Дж.)
Многие исследователи в рамках социальной
философии и культурологии рассматривают инновационную культуру как область
общекультурного процесса, особый вид культуры общества, свойство или элемент
культуры, (условие-средство, определяющие
направление, качества и темпы культурного прогресса или чего-то
противоположного – Джелали В. И., Кулиниченко В. Л. Инновационная
культура и здоровье// Кибернетика и вычислительная техника.- вып. №150.- 2006.– С. 88-104. - Дж.).
Несмотря на различные подходы к
определению феномена инновационной культуры, все исследователи рассматривают ее
как основу (и средство – Дж.) инновационного развития общества, (а вслед за ним и на его основе и общее-частное развитие – Дж.). По
мнению авторов монографии «Философия творчества», инновационная культура
представляет собой «знания, умения (, средство
– Дж.) и опыт целенаправленной подготовки,
комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях
человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе
динамического единства старого, современного и нового, иными словами, это
свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [3].
Появление
«инновационной экономики - экономики общества, основанной на доброжелательном
восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их к
практической реализации в различных сферах человеческой деятельности, связано с
появлением качественно нового инновационного типа развития (ИТР), базирующегося
на «экономике знаний» и высоких технологиях
(для ин. эк. надо общество не только знаний, но
и тем более - инновационное общество. В СССР – было общество знаний, но они не
сработали – не успели создать инновационное общество, хотя процесс
уже пошел, в Киеве! И более того – основанное не только на идеях класса «знаю
как», но и, прежде всего, - класса «знаю что», как заметил еще
П.Капица («Эксперимент, теория, правктика», Джелали В.И.,
Моисеенко В.В. Радикально новые коренные лично-социальные технологии – основа эффективного
и прогрессивного развития социума и личности// Соціополіс в Україні
(від ідеї до практичного втілення).– Матер. н.-пр. конф.–К.: 2000.– С.142-149.-208с.). А такое общество и культура
возможны и, более того, позволительны, только при подключении к инновационной
деятельности активно организованной-обеспеченной личной и социальной
добродеятельности, в их органично-неразрывной связки. М. Монтень очень верно заметил: Тому, кто не овладел наукой (и
делом – Дж.) добра, всякая иная наука (и умение - Дж.) кредит.
(И даже становится чрезвычайноь опасной!) И это замечание-требование должно быть реализовано – Дж)
для экономики, который определяется особым внутренним
динамизмом, повышенной способностью адаптироваться к быстро изменяющимся
условиям [4]. Объем информации, которым владеет наша цивилизация, удваивается
каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний, не менее важным становится
освоение техник (Очень верно!, и кстати. Но добавить
надо: и технологии (включая личностно-социальные), организации работы со
знаниями и идеями-авторами - Дж.),
с помощью которых можно получать, перерабатывать и
использовать новую
(и инновационную – Дж) информацию. Знания осваиваются применительно к
тем умениям (и возможностям, функциям, задачам и
целям - Дж.), которыми овладевают обучающиеся в
рамках инновационных образовательных (просвещенческих
и деятельно-инновационных – Дж.) программ. В соответствии с Законом «Об инновационной деятельности»
(2002г) (возможно интересен наш
проект: Джелали В.И. О законе об идеях// Матер. межд.
симпозиума «Наука та технологiї».– К.: 1997.–С.60-61 – Дж.)
основной целью Стратегии индустриально-инновационного
развития Республики Казахстан является достижение устойчивого развития страны
путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой
направленности, подготовки условий для перехода в долгосрочной перспективе к
сервисно-технологической экономике (такой
целевой ориентир носит характер вырождения, а не развития. Ясно, это не
густо – что и показал ковид, в частности. И такая экономика маргинализирует
людей, превращая в потребителей-пустышек. Не способных вести страну и себя к
действительно лучшей жизни – Дж.).
Включенность в мировые научно-технические и
инновационные процессы предполагает стимулирование наукоемких и
высокотехнологичных (и особенно экспортоспособных изделий, услуг на основе идей класса «знаю
что» - Дж.) экспортоориентированных производств;
переход к мировым стандартам качества; создание предпринимательского
климата; диверсификацию экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг
с высокой добавленной стоимостью; реализацию «прорывных» проектов в не сырьевых
секторах экономики международного значения, развитие индустрий, производства
товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах
на мировом рынке [3,4].
Цель управления инновационной деятельностью состоит в
том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать (а также личностно-социально сохранять, объективно-доброжелательно, т.е.
качественно-полно, оценивать, развивать и способствовать реализации,
развивающему, а не разрушающему использованию получаемых результатов,
возможностей – Дж.) новые
идеи, управлять ими в масштабах, прежде всего предприятия и выводить
полученные результаты на рынок. В основе (сохранения,
развития и – Дж) управления инновациями лежит
сбалансированное сотрудничество новаторов,
(инноваторов /организованных с помощью системы
сохранения и активизации новых идей – САНИ/ и автономных, случайных, т.е.
самого широкого и все расширяющегося круга физических и социальных лиц. Иначе
инновационный процесс не пойдет, а его вырожденный остаток, как показывает
современный опыт, пойдет не теми средствами, совсем не туда, не за тем и не для
тех. Т.к. «Плохие свидетели глаза и уши у людей, у которых грубые
души» (Гераклит), - «Истинное бытие, истинная реальность
есть только бытие моральное» (Сократ), – Дж.) и тех, кто отвечает
за направление деятельности организации, ее стабильность [5,6].(Другие цели
иновационной. системы – см. Джелали В.И. Система
сохранения и активизации новых идей// Проспект – ВДНХ УССР. – К.: ИК
АН УССР.- 1988. – 5с. Переиздана: 1989, 1990 – Дж.)
Человеческий фактор в инновационной
экономике играет большую роль, чем в традиционной экономике. Здесь крайне остро
стоит вопрос о подготовке квалифицированных кадров для производства. Переход к
инновационному развитию требует соответствующей кадровой «подпитки» из-за
нехватки инженеров, техников, квалифицированных рабочих, знания и навыки
которых отвечали бы современному уровню технологического (и технического, дающий широчайший круг новых возможностей, в том числе и
качественно новых, доселе отсутствующих, порой и в сказках-мечтах – Дж.) развития. Существовавшая в советское время система подготовки
квалифицированных кадров для промышленности развалилась, а создание новой,
способной заменить ее, затягивается. К тому же сильно упал престиж инженерных,
технических и рабочих специальностей. Здесь нужны работники с
поисковым менталитетом, творческой интуицией, ясным видением того, к чему
должна привести та или иная новая технология (и новая техника – Дж.).
Интенсивное (и качественно значимое, именно прогрессивное личностно - Дж.) социальное развитие страны невозможно без роста творческого и
нравственного потенциала ее граждан, без создания национальной инновационной
системы, ориентирующей на массовое (социальное
сохранение, обеспечение развития и человечное – Дж.) освоение инноваций [6,7]. Необходима творческая (, инновационно обеспеченная и грамотная,
нравственно достойная, активная – Дж.) и инициативная деятельность работников, их способность, в том числе строить
собственную цель, карьеру (и
человеческий рост - что далеко не одно и тоже – по человеческим качествам и
спектру человеческих качеств – Дж.) и
через это обеспечивать предприятию процветание. Именно поэтому
сейчас на первый план выходят задачи развития инновационной системы
образования, опирающейся на развитие критического и творческого, (инновационного – это особое – Дж.), мышления, как потенциальные свойства и ресурсы инновационно (-нравственного - Дж.) прорыва.
Сегодня главной формой богатства страны становится
опережающий уровень интеллектуального и духовного (плюс и инновационно-нравственного- Дж.) развития
населения, принимающий форму человеческого капитала (потенциал много более полное явление, фактор включающие и радикально
дополняющие капитал – Дж.) и
обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности.
Именно на основе качественного накопления человеческого (потенциала – Дж.) капитала возможно поступательное
развитие той или иной страны. Индустриальное развитие любой страны, в том числе
и Казахстана, требует колоссальных ресурсов в качественную подготовку и
развитие собственного человеческого капитала. Задача развития человеческого
потенциала (!!! -
совсем другое дело, не урезанное до минимума представление о человеке и его возможностях,
во многих отношениях – бесконечных! – Дж.) сегодня
формулируется как ключевая государственная задача модернизации (инновационного развития, а не модернизации¹ - Дж.) – целого ряда современных
социальных секторов – образования (Просвещения,
Здравосозидания, – Дж.) культуры, здравоохранения,
науки (и исследовательской, и созидательной, до сих пор
недооцененной в социально-гуманитарной сфере, продолжая т.о. до сих пор
ошибочную философскую традицию Великих Древних Греков. И у гениев бывают ошибки.
Но начинали они иначе, тогда, когда на первое место ставили соблюдение
Цельности, как первоочередное требования ко всей жизни, блестяще создав(!), Ликургом
и Солоном , великие государства Спарту и Афины. Поставив познавательную
деятельность выше всего и т.о. почти обнулив созидательную, они создали
исторически значимую «ахиллесову пяту» и потерпели стратегически важное,
тяжелейшее поражение, сравнимое только с развалом Союза. Причем надолго, но не
окончательно, конечно, если история будет жить) инноватики, которые
рассматриваются, (к сожалению, в их отрицание по существу и переносу даже и не
во вторую, а в самый конец очереди нравственную составляющую жизни всех и
каждого – Дж.) первую очередь, как сектора капитализации (доводя т.о.
его, в лучшем случае, до примитивного потребительства или даже до
отрицания жизни – Дж.) человеческого
потенциала Казахстана. Придавая стратегически решающее значение
инновационной культуре, важно определить комплексный (такой подход, конечно, лучше бессистемного, но этого совершенно
недостаточно и поэтому, даже такой подход не способен решить
текущие проблемы. Необходим системно полный, целостный подход! Иначе наказание
неминуемо -– см. Гусейнова А. и мои статьи, например: Гусейнов
А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики, М.- «Мысль»,1987,- С.29-30.-592с. Морозов А.А., Джелали В.И. Проблемы и перспективы
управления развитием сложных систем,
16 НОЯБРЯ 2018 Г.. ЭЛ. ДОСТУП: https://space-future.blogspot.com/2018/11/blog-post_16.html, Акофф «Планирование будущего
корпораций») – Дж.) подход к проблемам развития инновационного потенциала
личности, преодоления инновационного застоя (и активного, ускоренного
качественного и количественного, роста негативных инноваций – Дж.) в обществе. В первую очередь, развитие
инновационной культуры общества обеспечивается, пониманием ее
членами сути происходящих процессов и своей роли (а также возможностей участия – Дж.) в
этих процессах. Любые изменения в культуре возникают только благодаря
творческой (и инновационно-нравственной – Дж.)
активности личности (семьи, коллектива и социума. А также И ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ необходимых ДЛЯ ТАКОГО РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – Дж.) Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является ее творцом
[3]
Как мы видим, как само общество, так и
культура постоянно изменяются, и сама активность, изменчивость, формирование
творческих начинаний в разных культурных сообществах может протекать
различно. В традиционных системах изменение и рост творческой активности
происходит достаточно медленно, в то время как в индустриально развитых
обществах смена ценного и неценного, старого и нового может происходить
достаточно активно и быстро. При этом готовность сознания человека, активность
в деятельности и поведении во многом определяется способностью воспринимать
изменения (и как условие определяющее человечность, целесообразность и эффективность
жизни – наличие реальной, достаточной и общедоступной возможности жить активно,
творчески, инициативно и нравственно деятельно, причем, как самостоятельно, так
и сотрудничая! – Дж.), а
стремление к прогрессивному и новому воспринимаются как приоритет в жизни
человека.
В таком случае, в инновационной культуре
важным компонентом является ценностная
ориентация человека на восприятие нового, готовность с ним работать и
овладевать новыми технологиями, творческая игра с новыми возможностями.
Впоследствии она закрепляется в мотивах, знаниях и навыках, а также в образцах
и нормах поведения по отношению к инновациям [8].
Инновационная культура человека - это
область его духовной жизни, отражающая его ценностные ориентации, закрепленные
в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и
обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к
поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни [8].
Высокий уровень инновационной культуры
объективно оказывает влияние на нововведения (Но обновление – innovatio –
лат., начинается много раньше – Дж.), а
также на решения наиболее актуальных задач общества, позволяет преодолеть
различного рода социокульутрной стагнации, обеспечения новых условий
для преодоления безработицы, экологического и особенно нравственного кризиса,
изменения институтов демократии, наконец, для обеспечения устойчивого и прогрессивного
развития [9, 10].
Инновационная культура предполагает тесную
взаимосвязь с такими формами как - правовая, корпоративной, (личностная – ее совсем потеряли, а ведь работать надо с авторами.,
энтузиастами их идей, находок, разработок. Не говоря о коллективистской,
семейной, школьной, вузовской формах творческо-инновационно-нравственной формах
деятельности, жизни – Дж.) организаторской культурой, наконец,
с менеджментом. Инновационная культура оказывает влияние на всю культуру
профессиональной деятельности и социокультурное поведение людей [9, 10].
Инновационная культура оказывает влияние на изменение (личностных и социальных возможностей – Дж,), места и роли личности, на изменение его поведения и
сознания.
Новая парадигма должна привести к становлению нравственной, активной, предприимчивой
личности, обладающей собственным достоинством, прочными убеждениями, знанием
своих прав (возможностей и умением пользоваться ими
– Дж.), защитить (и развивать – Дж.) их, уважением к законам и
стремящейся их соблюдать. Такая личность характеризуется осознанием своих
способностей, основанных на них возможностей, умеющей самостоятельно (и семейно, коллективно-социально – Дж,) убедительно
и доказательно обосновать свое решение и активно, настойчиво реализовать его, используя
все законные возможности правового демократического государства. (Конечно и инновационно развитого, включая и граждан, и даже еще не
достигших этого возраста! – Дж.)
Быть «инновационным человеком» – означает готовность (и
возможность! – Дж.) каждого гражданина к
значимым (и широким, всем спектром иных
идей-инноваций, авторов – Дж.) и
креативным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в
развитии науки и технологий, (техники, во всех других сферах жизни и деятельности, личной и социальной
– Дж.), быть активным инициатором, (проводником – Дж.) и производителем (и умело развивающим
пользователем – Дж.) этих изменений. При этом каждый
гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в
соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом [2,6,7], (уверенно и умело опираясь на располагаемые необходимые и достаточные
лично-социальные возможности, создаваемые-обеспечиваемые инновационной системой
САНИ (сохранения и активизации новых идей) - Дж.)
(Думается, заслуживают
внимательного изучения, всемирной
реализации и рекомендации международного симпозиума в рамках реализации решений ВКТ, исходя из которых следовало бы: -
«...с участием международных организаций отработать мероприятия по созданию межгосударственных механизмов глобального регулирования решения проблем гармонизации патентного законодательства и защиты интеллектуальной собственности в интересах общечеловеческого развития.- Велением времени является необходимость ориентировать систему
образования стран Европы на
инновационные факторы развития, стимулировать
средства массовой информации к широкомасштабной
воспитательной работе в направлении
освоения инновационного мировоззрения. условиях
резкого повышения вооруженности человека знаниями, умениями и ресурсами социальные системы становятся чрезвычайно могущественными,
что при нынешнем отставании и даже
разрушении социальных традиций и
моральных устоев может представлять не только благо, но и большую опасность. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть
этические аспекты формирования
инновационной культуры.
Одновременно следует создавать
институциональные и информационные
возможности духовного раскрепощения
творческих личностей, условия сохранения
и активизации новых идей, имея в
виду, что современная цивилизация становится более чуткой к функциям в
социальной, экономической и
экологических сферах». /Роль международных организаций в
развитии общеевропейского научно-технического пространства// Материалы межд. симпоз. в рамках реализации решений Всемирной конф. по
науке (Будапешт, 1999г.).К.:- УАННП «Феникс».- 2002 – С.
322-325.- 340/ - Дж.)
Ключевыми характеристиками
инновационного человека являются:
— способность и готовность к
непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и
самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому, (более полезному, и совершенному, гармоничному, цельному – Дж.);
— способность
к критическому (и развивающему,
созидающе-познавательному и деятельному – Дж.) мышлению;
— способность и готовность к разумному риску,
креативность (творческий характер – думаю наши слова – лучше, не вижу смысла
в их устранении – Дж.) и предприимчивость, умение
работать самостоятельно, (ответственно,
твердо – Дж.) и готовность к работе в команде,
готовность к работе в высококонкурентной (и
товарищеской, доброжелательно-взаимопомогающей, много более плодотворной
и эффективной личной, семейной, коллективной и социальной - Дж.) среде;
— широкое владение иностранными языками
как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах
глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и
профессиональному общению на английском языке [2,6].
Наращивание таких компетенций –
длительный и сложный процесс, включающий в себя необходимость адаптации для
этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в
первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом.
Оно включает в себя формирование «климата» и (организационно-технологической среды и специальной инновационной системы,
как необходимое средство-механизм для обеспечения инициативной
творческо-инновационно-нравственной /связка неразрывна!/ деятельности² – Дж.) в обществе, обеспечивающего свободу творчества и самовыражения,
поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями
и достигающих успеха за счет их использования.
Поэтому основной задачей инновационной культуры является
отказ от традиционых ответов, (но не голое отрицание целей, ответов, ставших традицией, а поиск и
разработку радикально новых решений для движения к давно поставленным
целям, использование новых возможностей и главное - с учетом поиска
и ликвидации «ахилессовых пяток» в силу не обеспеченности системной полноты
социальных систем, наличие которых и их не осознание, нерешенность, приводило к
невозможности достижения в требуемом качестве поставленных целей и их отрицание
текущей историей, к историческим трагедиям (Древнюю Грецию и Советский Союз, и
современный мир в том числе – Дж.) инициирование
поиска новых ответов на вызовы новых изменений, произошедших в инновационном
окружении. Этот поиск предстает как поиск равновесия между старым (прошлым, «классикой»),
современным (настоящим, «модерном») и новым («будущим»). Этот процесс протекает
спонтанно в контексте многомерного пространства в заданных
конкретно-исторических параметрах. На него оказывает влияние комплекс различных
социально-культурных факторов, и при этом изменения могут происходить
неравномерно и разнонаправлено.
В таком случае, инновация сама предстает как некая
культурная девиация, которая может провоцировать отказ от старого,
традиционного, одновременно активизируя новое, при этом ценное превращается в
неценное, а неценное выставляет себя как ценное [2,5,6]. Инновационная культура предстает как устойчивая
система норм, правил, способов проведения новаций в различных аспектах
социокультурной жизни. Инновационная культура играет роль социокультурного
механизма, который регулирует поведение людей в формате инновации. Она может
выступать в качестве транслятора наиболее востребованных (Опять нет системной полноты! Что уже многократно приводило к личным и
социальным трагедиям. Этого критерия недостаточно! И ещё – востребовано как -
объективно или субъективно? - т.к. это может быть мода, далеко не всегда
способствующая человеческому развитию, а не решение, основанное на научно
и опытно отработанных развивающих знаниях-умениях - Дж.) типов
культурного поведения людей, осуществляет селекцию ангажированных инновационных
моделей поведения. Она выполняет собственно инновационную
функцию, целью которой является раскрытие креативных (и инновационных – Дж.) возможностей нового
социокультурного механизма. Наконец, инновационная культура оказывает влияние
на выработку новых типов инновационного поведения, детерминируемых
инновационной деятельностью. Таким образом, инновационная
культура как социальный феномен - это готовность, (возможность – Дж.) и способность общества (и каждого гражданина – Дж.) к
инновациям (и их авторам – Дж.) во
всех их проявлениях: в управлении, образовании, (просвещении – Дж.), производстве, законодательстве,
поведении, коммуникациях, в ценностной ориентации человека (и его нравственной деятельности – добродеятельности - Дж.) [10].
Литература:
1. Гвишиани Д.М. Теоретические аспекты исследований
инновационного процесса и формирование инновационной политики / Д.М. Гвишиани,
В.И. Громека // Инновационная политика развитых капиталистических государств.
М.: - 1990.
2. Федотова В.Г. Социальные инновации: макро - и
микротенденции // Вопросы философии. – 2010. – № 10.
3. Философия творчества. М. Философское общество (под
общей ред. А.Н. Лошилина, Н.П.Французовой). М. - 2002.
4. Инновационная модернизация России. Политологические
очерки. М., Институт социологии РАН, 2011 - 253 с., С. 11.
5. Запесоцкий А.С.Возможна ли модернизация
России в условиях кризиса социально-культурной сферы // Экономические
стратегии. 2012. - № 1.
6. Санто Б. Сила инновационного саморазвития. //
Инновации. 2004. № 2., с. 109.
7. Мутанов Г. Инновационный менеджмент. Алматы.: Қазақ университеті.- 2014.
8.
Кузьмина Ж.Ю. Инновационная культура как необходимая составляющая
гармоничного развития современного общества //ДонНУЭТ
им. Туган-Барановского. http://www.rusnauca.com|15_NPN...|46696.doc.htm.
9. Джелали В.И., Кулиниченко В.И. Инновационная
культура – основа, двигатель и определитель направления и качества развития
социума и личности // Винахідник і
раціоналізатор. – 2002. - № 4. – с.5-11.
10. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная
культура // Вопросы культурологиb. – 2006. - № 3. – с. 86-90.
* * *
¹Хорошо
показал разницу между модернизацией и инновацией (инновационным развитием)
миллиардер М. Прохоров. «У нас нет еще, объективно говоря, инновационных рынков, и мы не являемся поставщиком
какого-то сложного технологического (и технического – например класса «знаю
что»! – Дж.) продукта в глобальном масштабе. Мы, к
сожалению, остаемся сырьевой страной. Хотя и традиционные отрасли можно
превратить во вполне инновационные, если мы начнем разрабатывать и использовать
лучшие технологии по добыче нефти, газа и так далее. Нефтяные и газовые
компании двигаются в этом направлении, в общем, достаточно успешно.
Пока же мы не создали каких-то новых
инновационных рынков и не определяем на них моду и тенденции развития, мы
должны встраиваться в западные инновационные цепочки.
— Несмотря на название, в
деятельности комиссии по модернизации нетрудно проследить прежде всего ярко
выраженный инновационный фокус.
— Безусловно, это так. Причем именно
президент очень правильно настаивает на дефиниции слова «инновация». Это не
просто технология, которая куплена за границей и которая уже была внедрена у
них (хотя и это тоже очень важно - это скорее классическая модернизация). Это
заказ совершенно новой технологии. То есть понимание того, что модернизация и
инновации - это не одно и то же. Очень хорошо, что сейчас в головах уже многих
эта разница начинает возникать, ведь еще совсем недавно у нас все эти слова
были вперемешку».
Иммамутдинов
И., Фадеев В. Снять патологию с системы.
(Интервью с М. Прохоровым)// Эксперт (спец. выпуск). – 18-24
января 2010. – С.18-22
http://pppcenter.ru/29/novosti/events/snyat-patologiyu-sistemy.html
² «Одновременно
следует создавать институциональные и информационные возможности для духовного
раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых
идей, имея в виду, что современная цивилизация становится все более чуткой к
флуктуациям в социальной в социальной, экономической и экологической сферах». (Роль международных организаций в развитии общеевропейского
научно-технического пространства// Материалы межд. симпоз. в рамках реализации решений
Всемирной конф. по науке (Будапешт, 1999г.).К.:- УАННП «Феникс».- 2002 – С. 322-325.- 340с.)
Сведение об авторах:
Исмагамбетова Зухра Нурлановна – доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения и
культурологии факультета философии и политологии Казахского национального
университета им. аль-Фараби
E-mail: zuchra-50@mail.ru
Карабаева Алия Гайратовна,– доктор философских наук, профессор кафедры философии факультета философии
и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби: E-mail: alia.karabaeva@yandex.kz
Сарсенбаева З.Н. - –
доктор философских наук, E-mail: zaure@mail.ru
* * *
Читаю дальше. Похоже
мы с Вами не только коллеги, но и единомышленники. И можем-должны
дополнять друг друга. Казначеев очень верно заметил! Можем быть даже
товарищами. Мои соображения по Аристотелю: вы мне друг, но истина – дороже! –
Поэтому прошу не обижаться и если не прав – жду Ваших соображений
Читаю – с большим интересом. Молодцы!
Нравственность - и это главное, остальное проще уточнять
◙ Из лада изыми хотя бы звук,
И ты ни с чем останешься, как только
Из радуги хотя бы цвет
единый,
Набор рассыплешь дивных звуков, красок.
Ф. Шиллер
◙ Нам необходима очистка мышления в своеобразной
мастерской, где можно получать, собирать, сортировать, суммировать, усваивать,
разъяснять и сравнивать знания и идеи. Г.Уэллс
◙ Очень верно заметил к.т.н., публицист, писатель М.Aнmoнoв (На Переломе. Размышления о нравственном смысле развития
экономики и экономической науки// «Москва».- №3, М.: 1988. – С. 3-26.)
«Сейчас мы воспитываем, практически только
соперничество, конкуренцию даже, если предприятие производит продукцию, нужную
обществу, все-таки далеко не всегда ясно, как из повседневной работы по
выполнению производственных заданий, произойдет становление более гуманного
человека и общества. Любое предприятие четко знает задание по выпускаемой
продукции, производительности труда, прибыли, но
Трудовые коллективы заняты «голой» экономикой, производством, а решение
политических, экологических, духовно-нравственных и социальных задач отдано в
ведение государства, общественных организаций или «неформалов». Люди, хорошо
знающие друг друга, оказываются неспособными действовать сообща, решая задачи
такого рода, порой имеющие весьма не простые, требующие специальных методов
оценки и развития-реализации, использования возможностей предлагаемого решения,
но очень важные, необходимые для совершенствования собственных производственных
отношений, определяющих качество и их жизни, и результатов их труда.
Необходимы налаженный механизм и культура сбора предложений и идей по развитию
такой деятельности, которые способствует воспитанию и развитию важнейших
человеческих качеств, не по улучшению среды, не по укреплению здоровья, семьи
и, тем более, не по воспитанию человеческого благородства, бескорыстия,
формируя такой тип отношений не только в процессе производства, но и
«благодаря» засилью спорта и «спортивных отношений».
«...слабо стимулируемых и практически совсем не
обеспеченных, в повседневной трудовой и бытовой жизни, Т.е. нужны
общественно-доверительная их оценка и всемерные совместные усилия по
реализации принятых к исполнению инициатив (т.е. механизм САНИ), экономически,
точнее, финансово, не всегда эффективных (в начале или в принципе, но возможен
и противоположный результат - на основе идей типа «знаю что»), но крайне
нужных.
Таким образом, предлагается Система
и Культура сохранения и активизации новых идей, механизма и деятельности,
связанных-обеспечивающих работу с инициативно-инновационной информацией и ее
носителями, которая дает способ социально-личностного разрешении специфических
социальных противоречий между плановостью и инициативой, между общественным,
частным владением ресурсами страны и личной инициативой, инициативой любого и
каждого человека, развитием и реализацией функций нормального человека (а не
пассивного наблюдателя, исполнительного раба или слуги) - хозяина и
предприятия, города, и региона, и страны, и всей планеты» (Калитич
Г.И., Джелали В.И.- автор, Андрощук Г.А. Идеи должны
работать. Как использовать творчество каждого.—1990.-
64с.)
◙ «Никто не является более справедливым судьей чужих заслуг, чем философский
ум Он достаточно проницателен и талантлив, чтоб использовать работу другого, и
в тоже время он достаточно беспристрастен, чтобы ценить даже скромного деятеля
науки ... В его творческих руках малое становится великим, потому что перед
глазами всегда стоит великое, которому он служит, в то время как ученый для
хлеба даже в великом видит лишь малое...
Жалок такой человек... Но еще более жалок тот одаренный талантом молодой
человек, прекрасные природные способности которого направлены на этот ложный и
достойный сожаления путь под влиянием пагубнеых жизненных примеров и который
позволяет склонить себя к этому жалкому, скаредному накоплению во имя будущей
карьеры»
Шиллер Ф. В
чем состоит изучение мировой истории, и какова цель этого изучения.– М. - Л.:
Academia.- 1937. – Т.VII. – С. 595-612.
◙ Во многих вопросах Шиллер стоял значительно выше уровня современной ему
исторической науки. Но потому именно, что Шиллер-историк был прежде всего
великим поэтом-человеколюбцем, поэтом-гуманистом. Он считает, что любые
конституции «хороши лишь постольку, поскольку они дают развернуться всем силам,
заключенным в человеке», что «государство само никогда не является целью, оно
важно только как условие, при котором может быть выполнена цель человечества, а
эта цель заключается не в чем ином, как в развитии всех сил человека, в
прогрессе». И хотя философия истории Шиллера была идеалистической в своей
основе, она позволила ему увидеть антигуманную сущность «государства нужды»,
как называет он современное ему общественное устройство.
◙.Великое
рождается в союзе, еще более великое в сражении. Ф.Шиллер
Подлинные творческие шедевры рождаются в естественном и неразрывном единстве
Тела и Ума, Души и Духа!
Комментариев нет:
Отправить комментарий