четверг, 6 декабря 2018 г.

О ФИЛОСОФСКО-КОНСТРУКТИВНЫХ ОСНОВАХ СОЗИДАНИЯ ЗДОРОВЬЯ


Представим философско-конструктивные основы созидания здоровья в виде ряда положений: 

1. Первейшее условие-требование к исследователю и созидателю (ИС) социальных систем – соблюдение требований системной полноты. Многовековое игнорирование требования целостности (условия, обязательного для науки и жизни) привело в тому, что кажущаяся неопасной, маловажной, а то и надуманной, эта «ахиллесова пята» выросла до множества зияющих дыр, все более грозящих катастрофами. Пора переходить от «пазлового» к «голографическому», свойственному Древней Греции, видению мира и своей жизни, специальности, к тому, кто к тебе пришел, т.е. от узкого культа, прагматизма - к культурной жизни во всем и вся. 

2. Сфера созидания Здоровья по методологическим и аксиологическим факторам принципиально разделяется на три составляющие: медицина (здравоохранение), спорт и здравосозидание, требующие специального развития-обеспечения. По финансированию, информационному, организационному и ИС- обеспечению первые две далеко впереди. 

3. Необходимость выработки личностного и социального (ЛС) идеала. «Главное в культуре не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-экономических условий жизни народов и всего человечества и в своих взглядах (и действиях – авт.) постоянно руководствуются этими идеалами. Лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества (создавать необходимые для этого условия, системы – авт.), окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях всеобщий прогресс. Будут ли материальные достижения несколько большими или несколько меньшими, не является для культуры решающим» (А.Швейцер). К сожалению, эта важнейшая составляющая ЛС движения остается развитой слабо. Что дает соответствующие массовые, фундаментальные и стратегические негативные результаты. 

4. Освоение инновационной системы САНИ, разработанной в Кибцентре НАНУ, а затем и базирующихся на ней основ инновационной культуры и информатики. позволяет, в частности: - 33 решать задачу создания цивилизационно необходимого социального интеллекта («Высшие формы психизма физически требуют крупных мозгов» – П. Т. де Шарден), как первого конструктивного и эффективного шага на пути образования, а, следовательно, т.о., обеспечения возможности формирования ноосферы на основе активной и массовой творческо- инновационно-нравственной ЛС деятельности, неотделимо связанной с необходимостью обеспечения ИС (в том числе и здоровье – личное и социальное) творческой деятельности всех и каждого, каждой организационной системы; - способствовать созданию и успешному функционированию-развитию симбиоза, реализующего, использующего – гармонию, синергию, как деятельность, «самого высокого порядка», «наиболее каталитическую, наиболее стимулирующую, наиболее объединяющую» [1]. Благодаря, заложенному в ее основу, а также целевую и функциональную суть, эффекту резонанса (морального, личностно-социального) реализуемого только на основе высоких нравственных и деятельных (технологических, организационных, кадровых, экономических и моральных) началах. В частности, и базовому: Делай (!) другому то (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (и как). 

____________________

Литература: 

Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности.- М., 2006, С. 279-280.


Джелали В.И. 
УЦ САНИ, г. Киев, Украина; dzelali@ukr.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий