Инновационно-информационные технологии (ИИТ) для решения задач социогуманитарного образования
Задачей социогуманитарного образования в любом ВУЗе является подготовка специалистов соответствующего профиля, способных обеспечить успешное развитие страны.
Каковы критерии успешности деятельности личности, социума, государства? Каким критериям должно отвечать социогуманитарное образование?
1) Сформировать системно полный и профессионально специализированный фундамент знаний и умений, позволяющий, на его основе в течение жизни основной спектр практических задач;
2) учитывая большую современную скорость изменения и развития всех сфер жизни и деятельности, и тенденцию их к взаимообусловленности и взаиморазвитию, с последующей генерацией новых направлений в науке и практике, необходимо освоение навыков и воспитание интереса к постоянному самообучению (знаниям-умениям) и личностному саморазвитию в течение всей жизни;
3) освоить теорию и практику основ личностного, коллективного и социального роста (профессионального, здравосозидательного, нравственного, социально-инновационного).
Для решения этих главных задач необходимо:
· овладеть основами инновационной культуры и научить эффективно работать с инновационной информацией (в частности, с идеями и авторами, даже не знакомыми), еще не принятой социумом, т.е. воспринимать ее, объективно и доброжелательно, а, в конечном счете, верно, оценивать и развивать (по существу и организационно-представительски) позитивные инновационные и новые знания-умения (одновременно борясь с антиидеями [4,5]);
· сформировать и развить, до уровня способности и желания в дальнейшем самостоятельно действовать, развивать нравственно-духовные основы и вершины активной личной и социальной нравственной жизни;
· познакомиться с основами творческой жизни и деятельности (факультативно, для желающих).
Как показывает мировой и наш опыт, решение этих задач чрезвычайно актуально, т.к. оно определяет основные качества личности. Но решение будет не только не эффективно, а порой даже и невозможно, без использования ИИТ[1] и специальной системы сохранения и активизации новых идей (САНИ) [6] (необходимой для ее успешного функционирования), без освоения основ, а затем и вершин инновационного развития. Однако решение задачи инновационного развития весьма непростая проблема, а путь к ее решению представляется сейчас, как движение по сложному многоэтажному, инновационно и информационноемкому лабиринту. Тем более, что само инновационное развитие [1] - это сложный личностно-социальный феномен, имеющий несколько смысловых, функциональных значений:
I – развитие инновационной сферы социального и личного характера, включающее исследование, создание, совершенствование, функционирование и системно, качественно полное развитие всех ее составляющих по всему инновационному циклу;
II – развитие авиды[2] от ее инициации до информации и далее, до полной физической (сущностной), социально-личностной и коммерческой реализации;
Ш – развитие любой сферы, ее части, особенно сложное и ответственное, если основанно на качественно новых решениях;
ІV – общее развитие, на основе максимального, первоочередного, существенного использования (высшей) инновационной культуры;
V - развитие личностное (инновационной культуры, инновационно-нравственной деятельности, как социальной, так и личностно-семейной).
Специально выделим особенности инновационного развития в плане образования-обучения (VI), где оно должно быть реализовано в шести основных направлениях. Таких, как:
• специальный личностно-социальный механизм само и социального (и коллективистского) развития, реализации личности, т.е. студента, ВУЗовского коллектива, их близких и родных;
• предмет изучения и практического освоения инновационной сферы, соответствующей инновационно-нравственной деятельности;
• динамическая социально-специальная составляющая специальных учебных дисциплин и наук в высшей школе;
• освоение новых педагогических методологий, методик, концепций, технологий, систем, приемов, …;
• методология и средство практического освоения научных знаний, умений;
• проведение Праздника Прометея [7], как показ синтеза и итогов инновационно-нравственной личностно-социальной деятельности, основанной на сотрудничестве, взаимопомощи, активном личном и социальном стремлении к созиданию,[3] как способ привлечения к ней новых активных участников и пользователей ее результатов.
Очевидно, что реализация такого понимания инновационного развития в полном объеме, под силу только социуму в целом. Однако, хотя школа является началом начал, и она может и должна озадачивать, еще зачастую не осознанно, подсознательно проблемами, задачами и возможностями инновационного социального и личностного развития в полном объеме (хотя, конечно, еще в расплывчатом представлении, когда многое еще надо понять, открыть, развить), но именно ВУЗ должен обеспечить уже осознанное и основательное усвоение инновационной культуры, помочь обозначить свое место и цели инновационного развития каждого конкретного студента, возможно, и их групп.
Более того, инновационная культура отличается и тем, что, включая в свой спектр деятельности все имеющиеся специальные, но привычные виды деятельности (однако, в инновационном качестве – «мышка» помогает вытянуть «репку», но т.к. это невиданная ранее «репка», этот труд тоже нередко приобретает новые, инновационные качества, которых раньше могло и не быть или не были осознаны), она может потребовать совершенствования всех составляющих инновационного процесса, системы, культуры,
наконец. И эта «капля», может оказаться не только последней, решающей, но и началом нового направления, способом решения, как показывает история, даже стратегической задачи.
Как показал лауреат Нобелевской премии И.Пригожин - индивидуальная активность сейчас вовсе не обречена на бессмысленность, и чем сложней система, тем важней и ответственней, даже решающей, может быть деятельность любого, т.е. заранее не предсказуемого, человека. Тем более – организации и особенно ВУЗа!
Но каждый человек, каждая организация, входящие тем или иным способом в коллектив ВУЗа, действующие в ней, желательно, должны видеть все возможности, весь объем задач-проблем-возможностей, все меню из которого они могут выбрать-найти свое: то, что они считает нужным, важным, интересным, соответствует их личностно-социальным возможностям, талантам, совести… Увидеть, почувствовать свою (своего окружения) жизненную созидательную, достойную гордого человека личностно-социальную перспективу. В ВУЗе или потом, на жизненном пути - может возникнуть душевно-социальный резонанс. Но озадачивать, в полной мере, надо уже в ВУЗе, чтобы этот стержень души и ума дал себя почувствовать, успел прорасти. Тем более, что потом такой возможности уже может и не быть. Или опоздает… Думается, что вполне очевидна неисчислимость и невосполнимость потерь для личности, общества и организации огромного разнообразия и величины не реализованных талантов, включая и результаты их инициативной творческо-инновационной деятельности. В Институте ботаники НАНУ им. Н.Г.Холодного на стене висит следующая мысль: «В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитал, теперь все решает уровень (и качественные особенности –Авт) образования и объем накопленных обществом знаний, а посему совершенно очевидно, что в ближайшие годы, процветать будут те государства, которые сумеют превзойти других в освоении новых знаний (и умений – Авт.)» (подписано: Фарель, Мандал, Пеннар). Поэтому человеческий потенциал признается главной составляющей национального богатства, а Национальная инновационная система – основным, решающим механизмом его формирования, развития и реализации.
Кроме того, выступая в КГУ им. Т.Г. Шевченко, декан экономического факультета МГУ (г. Москва) А.А.Аузан, отметил, что сейчас известны и функционируют шесть механизмов социализации: семья, армия, школа, язык, культура и тюрьма. Все явственней становится острая необходимость создания еще одного социального механизма, ответственного за социализацию, т.е. за способность социально-личностно инициировать, социально сохранять, развивать и реализовывать позитивные, социально и личностно важные-нужные, творческие и инновационно-нравственные результаты, независимо от социального статуса личности, а только от значимости предлагаемого.
Покажем особенности направлений инновационного развития в сфере образования и формирования, развития нравственности (важнейшего условия человечности инновационного развития), как личностной, так и ее социальной составляющей, которые взаимно обусловлены.
Э. Ильенкова, одного из наиболее глубоких философов второй половины ХХ века, совершенно справедливо беспокоила проблема слабой связи образования с практикой, с жизнью, формализация процесса получения знаний [8]. Эта задача сейчас особенно актуальна. Одним из самых эффективных путей ее решения является объединение образовательного и реального инновационного процессов. В частности, за счет активного участия студентов в сборе, оценке, развитии инноваций (т.е. «сырых», недозревших, не отвердевших в состояние «абсолютных» истин). Заметим, что такое участие возможно и необходимо в самых разных ролях: от участия в инициации, сборе, идей до создания демонстрационных, действующих моделей, участия в содержательной оценке (идей, разработок), их развитии (содержательном, организационном, информационном, художественном[4], экономическом, правовом) и т.д. Поле бескрайнее, необозримое. Одним из актуальнейших направлений сегодняшнего дня, является совместное освоение инновационно-творческого потенциала пожилых. Очевидно, что многие из них располагают (а вместе, тем более) огромным запасом идей, инноваций, организационных возможностей, а и физической, поисковой, познавательной и созидательной энергией обладают молодые (студенты, аспиранты). Такой союз может и
должен дать неоценимый исторически, возможно, неповторимый (как было с духовно-нравственным богатством знаний, умений, отношений, собранном, выработанным и накопленном, в течение веков, греками [9]) познавательный, созидательный, образовательный, нравственный, экономический и социальный результат [10,11].
Однако, нужно знание того, что работа с авидой не только очень важное, но и ответственное, а, возможно, и чрезвычайно ответственное дело, направление деятельности человека, ВУЗа, социума, всей жизни (в конце концов), которое требует определенных специальных знаний, навыков, организационно-технологического и душевного совершенства, и не только у отдельных лиц, а и у коллективов, у всей страны, мира, включая и их гиперструктуры. И эту основу, направленность и содержание всякого развития (т.е. то, что формируют инновации, новые идеи, новые результаты во всех областях жизни и деятельности человека и общества, которые несут инновации и те, кто их реализует) нужно формировать, необходимо осваивать, как говорится, всерьез и надолго. Гуманитарным наукам, особенно социологии, психологии, правовым, управленческим и экономическим наукам, философии, специалистам по этике надо глубже исследовать феномен инновационной культуры [12], его организационную, нравственную и технологическую компоненты, влияние на профессиональную и общественную деятельность людей, искать эффективные средства против косности, бюрократизма, устаревших и вредных систем, трусости, лености мысли, стяжательства и других пороков, социальных и личностных, мешающих позитивному обновлению. И наоборот – разрабатывать и своевременно созидать системы, механизмы, алгоритмы развивающие человека, социум, природу. При этом всесторонне вовлекая, в этот творческий и инновационный процесс, молодежь – на лекциях, в свободное время, в выдаваемых ей заданиях, используя как основной, так и факультативный процессы.
Но в обязательном порядке, в сочетании с широчайшей, всех и всёохватной активной нравственной деятельностью, которая является обязательным условием и средством нормального инновационного развития, получения действительно полезного, нужного конкретным и всем людям, обществу, инновационного продукта, причем, опять–таки, самого широкого спектра.
Но, конечно, каждый ВУЗ занимает особое место в этом многообразии. Например, возможности и особенности его участия в инновационном процесс, деятельности, очевидно, существенно отличаются для гуманитарных и с естественнонаучным (исследовательским) или техническим (созидательным) уклоном. Если в первом случае в ВУЗе могут подключиться или взять на себя ведущую роль в качестве создателей социальных механизмов (изобретений), сначала локальных, а потом и общих, в том числе юридических и экономических законов, механизмов или в качестве журналистов, сценаристов и иллюстраторов некоторого изделия, процесса, требующих ускоренной доброжелательной, объективно-всесторонней оценки, развития, реализации, умелого, приносящего пользу, использования. А вот процесс, создание изделия, устройства для научного опыта – это может быть прерогативой уже иных школ (создание модели, формирование и исследование процесса и т.п.), но тоже очень нуждающегося в поддержке социогуманитарного сектора.
Другая возможность освоения инновационной культуры – внесение инновационной составляющей в изложение традиционных (и любых других) предметов. Ведь законы физики, экономики, социальных и правовых систем, биологические знания, произведения литературы и искусства, да и все остальное, не рождались, как правило, легко и непринужденно. В очереди за ними никто не стоял. Более того: Логика, обусловленная современной технологией и организацией, структурой инновационного процесса, такова, что «... чем существенней полученный автором результат для развития данной научной области, тем вернее рукопись будет отклонена рецензентом как бесполезная... И, следовательно, творческие результаты, обладающие наибольшей, особенно принципиальной новизной, наименее проходимы. А это означает, что наиболее эффективные, социально ценные идеи мы рискуем оставить за бортом» (Е.З. Мирская. Механизм восприятия и оценки нового знания// Вопросы философии, 1977, №12; 1979, №5).
В таких условиях для «деда» и его «репки» ценность даже «мышки» очень высока. Ведь без нее ее не вытащить. Поэтому надо воздавать должное, не забывать, а показывать, помнить тех людей, те организации, которые способствовали (или мешали!?) созиданию действительной культуры. Это очень важно – автор творит чаще всего не в социальном вакууме. И такую память тоже надо развивать, обогащать, ценить. Изложение предметов с показом сущностного созревания формулы, картины мира (на языках науки, искусства), как процесс борьбы и действия разных людей, организаций, народов интересов – задача, возможно не менее важная для дальнейшего развития человека и социума, чем анализ и запоминание полученного конечного результата.
Конечно, в современных радикально отличающихся условиях и возможностях (позитивных и негативных) жизни и деятельности, очень важна разработка и изложение новых знаний, умений, технологий, более эффективное освоение «старых» (лучшее усвоение, за сравнительно меньшие затраты времени и интеллектуальных усилий), которые, в свою очередь, нуждаются в новых педагогических технологиях, приемах, методах, методологиях, системах и концептуальных конструкциях. И здесь инновационная культура должна обеспечить выход « в свет» только лучшего и действительно полезного-необходимого, но в зависимости не столько от социального статуса автора, сколько от действительной социально-личностной ценности и актуальности предлагаемого. Заложенная в системе САНИ методология и алгоритмы оценки предлагаемого, работы с авидой, позволяют решать эту важнейшую задачу и.р. несравненно более эффективно, чем на современной методологической, духовной и организационной основе [5].
Одной из новых и очень важных возможностей, является включение ВУЗа, студентов в творческо-инновационную деятельность старших и особенно пожилых людей, располагающих сейчас, как показал опыт деятельности Украинского Центра сохранения и активизации новых идей (УЦ САНИ), огромным инновационным и творческим потенциалом, при постоянно уменьшающихся физических возможностях. Но ими в избытке располагает молодежь, студенты. Это позволит не только реализовать результаты, имеющие мировое значение (Центр располагает такими инновациями), но и глубже усвоить, основываясь на практической деятельности, связанной с развитием инновации, чего-то нового, требующего поэтому не формального, а творческого, вдумчивого подхода, действительного понимания предмета (литературы, социологии, педагогики, философии развития, истории), необходимого, включенного в процесс развития инновации, авиды [10,11].
Инициация, восприятие (социализация), развитие идей мощное, ничем не заменимое средство социально-личностного развития личности, в том числе и как способ обучения и освоение навыков отбора и развития-реализации позитивной инициативы
Значение и роль отношений в среде, окружающей гения, творчески активного человека, разнопланово показал К.Э. Циолковский в работе «Гений среди людей»[13]. И в основном, надо отметить, все это происходит на фоне дремучей инновационной неграмотности.
Становится все более очевидным, что с помощью одних инвестиций невозможно преодолеть инновационную стагнацию. Еще в 1995 г. комиссия западноевропейских экспертов оценила состояние инноваций в Европейском Союзе, как неудовлетворительное. (А постепенное затухание инновационной деятельности продолжается, что и было отмечено на европейском форуме «Manufuture – 2013»).
По их мнению, изложенному в специальной «Зеленой книге», традиционная Европа подозрительна и ее предприятия склонны уходить от риска. На инноваторов смотрят как на надоедливых людей, всячески отмахиваясь как от «мух» Они не только уязвимы с самого начала, но и наталкиваются на бесконечные препятствия своему творчеству. Пробивать свой путь через существующую канцелярщину, волокиту – словно проходить сквозь строй. Эксперты ЕС приходят к следующему выводу: «Вследствие этих и других причин идея, даже самая плодотворная, большей частью гибнет. В лучшем случае хорошая мысль тормозится и задерживается на десятки и сотни лет… Человечество же остается в страшном убытке…» [14].
Чиновников, руководство можно понять: эти люди перегружены текущей работой, обеспечивающей день сегодняшний. Более того, они ответственны именно за сохранение существующей системы (социальной, научно-технической). Ясно, что нужно, как при операциях на сердце, шунтировать, создавать специальный канал для обработки и подготовки инициативы к восприятию ее теми, кто отвечает за конкретную организацию, страну. Наполнив этот канал, систему людьми, специально подготовленными и отобранными для этой непростой деятельности, постоянно связанной с новым, с людьми заряженными идеями. Которых тоже, по мере усталости, проявленной профессиональной слабости, надо периодически заменять и поддерживать ореолом не формализованных, не включенных в штат, энтузиастов (в том числе и из числа авторов), людей-учеников не безразличных, обладающих разнообразными талантами, способных и на бескорыстное действие, сотрудничество. Причем, если для действующих на постоянной основе, клятва Прометею [15] весьма обязательна, то для внештатных сотрудников – весьма желательна. Ведь речь может идти и об очень важном для автора, его семьи, для мира, в конце концов. И надо очень бережно, уважительно относиться к любому предложению-идее, к любому человеку, пришедшему со своей находкой.
А именно, независящая от социальных ресурсов автора, возможность зарегистрировать свою идею и развивать ее только в зависимости от ее социально-личностной значимости и позитивности, возможность посильного активного участия в этом процессе любого желающего, конечно, с согласия автора, и при условии соблюдения требований-пожеланий клятвы Прометея, является важнейшим, ключевым условием формирования и позитивного развития личности, неформальных и обычных коллективов. Конечно, это не простой путь – но чрезвычайно интересный и насыщенный, ориентированный на достойное будущее человека, родной школы, Родины, Человечества. Путь и соответствующие средства, позволяющие успешно решать задачу преобразования, развития человека в Человека.
_______________________________
Примечания
Джелали В.И., Кулиниченко В.Л.
_______________________________
Примечания
[1] ИИТ - инновационная информационная технология [1], т.е. технология работы с инновационной информацией и ее носителями (идеями, инновациями, их авторами и представителями – инноваторами). Инновационная информация [2,3] отличается, в частности, большой степенью неопределенности (ее научность, эффективность, реализуемость, полезность и т. д.), инициативности (восходящей, межотраслевой, внешней по отношению к организации)..
[2] Авида (элементарная "частица" инновационного процесса) – АВтор и ИДея, как правило, неразрывное целое в инновационном процессе, объект («сырье») и субъект, с которым взаимоактивно работает инновационная информационная технология и система САНИ.
[3] Деятельность основанная на принципе «делай (!) другому т (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (и как)».
[4] Интересным, важным примером необходимости художественного обеспечения, поддержки инновационного развития, является идея создания специальной серии популярного мультфильма о приключениях казаков, озадаченных какой-либо идеей (или разными по уровню значимости). Это предложение с интересом выслушал создатель этих замечательных серий В.Дахно. Однако, именно отсутствие нужного сценария не позволило реализовать эту важную идею.
Литература
1 Джелали В.И. Инновационная информационная технология – основа инновационной культуры// Укр. журнал медичн. технiки i технологiï. – К.: 2007. – ч.1, №1. – С. 66-77; ч.2, №2-3. – С. 30-52.
2 Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура – основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор. – №4. – К.: 2002. – С. 5-11.
3. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновационная информатика – сущность и структура// Мiжнародна конф. «Сучасна інформатика: проблеми, досягнення та перспективи розвитку (тези доповідей) (присвячена 90-річчю від дня народження акад. В.М. Глушкова).- К.: Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАНУ.- 2013.- С.224- 226.- 316с.
4. Титаренко А.И. Антиидеи (опыт социально-этического анализа)// М.,- ИПЛ.- 1976.- 399с.
5. Джелали В.И., Гавриленко С.И. Инновационная деятельность и универсальная ответственность эксперта// ВiР. – К.: 2009. – ч.1, №5. – С. 18-25; ч.2., №7 – С. 4-11.
6. Морозов А.А., Джелали В.И. К концепции инновационной составляющей национальной безопасности (предварительные замечания, исследование)// Математичнi машини i системи. Наук. журн. – К.: 2011. – ч.1.: №2.– С. 182-192; ч.2.; №3. – С. 146-159.
7. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века// Iмiдж школи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтований посiбник) – К.,1999. – ч. II. – С.17–41.(Трибуна, № 11-12. – К., 1991. – С. 17-18; // Журналист, №44, 45. – Х. – 1997).
8. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах// К.: Час-крок. – 2006. – 312с.
9. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия (Петроград, 1918). – К.: СИНТО. – 1993. – 128с.
10. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей// Укр. журн. мед. техніки і технологіï.– №3-4. – 2005. – с.15-24.
11. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. – Chisinau. – 2013. – C. 130-133.
12. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Кислов В.В. Методологии фундаментальных исследований инновационной сферы// Стратегiя розвитку України. Науковий журнал.- №1-2. – К.: Книжкове видавництво НАУ. – 2007. – С. 315-334.
13. Циолковский Константин. Гений среди людей// 1918. – Начало формы (написана). – Терминатор. – №1. – 1994. – С. 10-20.
14. Николаев А.И. Инновационная культура – стратегический ресурс нового века. Институт стратегических инноваций. – М.: 2001. – 15с.
15. Джелали В.И., Воронин А.Н, Моисеенко В.В., Баранов Г.Л., Гаврилова Н.Л., Селиванов Ю.А. Создание опорных зон инновационной деятельности на предприятиях космической отрасли (Разработка концепции инновационной информационной технологии…)// Н.-т.. проект ИКИ НАНУ и НКАУ и УЦ САНИ по договору с Минобр. и науки. - № 06.01/00190. – 1997.-2000.
. ОПУБЛИКОВАНА ( с небольшим исключением – красным): Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. ИИТ¹ для решения задач социогуманитарных вузов// Проблеми науки. (Проблемы науки. Problems of science). Мiжгалузевий наук.-практ. журнал.- №11-12. -К.: 2014.- С.61-66.
Комментариев нет:
Отправить комментарий