пятница, 3 апреля 2020 г.

О ТОМ МОЖНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ ВСЁ И СРАЗУ....



(Мы всегда работали дистантно, на четвёртом уровне по классификации из https://www.facebook.com/citrusmontessorischool/posts/1954045608053872), зато происходит сплошное ускорение и усиление. Вчера регулярный класс системного фитнеса открылся онлайн, и сразу появился участник из Перу, а само преподавание пошло из Серпухова. На семинаре выпускников сегодня один из самых активных участников был из Великобритании, докладчик из Долгопрудного. Вдобавок мы таки развернули у себя MS Teams (Zoom-то у нас всегда был, но там нет поддержки команд и форумов для проектной работы класса -- а у нас же всё проектное), и новый поток "Системного менеджмента и стратегирования 2020" с 5 апреля 2020 (уже в это воскресенье) пойдёт полностью дистантно, с координацией в MS Teams.

Почему MS Teams, я уже писал в "EdTech для blended learning -- те же PLM/ALM + CAD/CAM/IDE, только в образовательный профиль" https://ailev.livejournal.com/1473691.html, и читать это нужно вместе с текстом "Проектная работа в Школе системного менеджмента, 2020", https://ailev.livejournal.com/1505327.html. Я бы сейчас добавил, что мы это всё рассматриваем через призму "Киборгизация людей и организаций: поднимаем осознанность, то есть рулим вниманием", https://ailev.livejournal.com/1488271.html -- поэтому команды с отдельными каналами в них для подпроектов, далее беседы, концентрирующие все реплики на одной теме, а не уползающие реплики в чате, issue tracker прямо в этих командах (Planner в MS Teams + соединитель с GitLab), OneNote как средство публикации самой разной информации каждого проекта. Потихоньку это всё взлетает, работает в этой среде в Школе уже полтора десятка человек.

Вот краткая шпаргалка по MS Teams от Алексея Незнанова (https://www.facebook.com/alex.neznanov): https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/354486709.pdf

К тексту "Чего мне не хватает в MS Teams" https://ailev.livejournal.com/1490524.html я бы добавил более точное деление по группам имеющих разные интересы пользователей. Это деление существенно влияет на экономику:
-- предприятие: поддержка работы команды Школы (организаторы, преподаватели, добровольцы): мы думаем, это будет очень скоро порядка 50 человек. Много, много, много софта для предпринимательства, менеджмента, инженерии -- проектной работы по обеспечению исследований, обучения и просвещения в Школе.
-- расширенное предприятие (extended enterprise, все партнёры и клиенты, работающие в одной большой команде и ведущие там проекты с интенсивным обменом информацией): поддержка работы курсантов в текущих курсах, и их будет порядка 500 человек. Тут софта требуется сильно поменьше, но есть специфический учебный софт. Тут как раз blended learning platform -- онлайн-курсы, занятия в классах и т.д.. Тут будет много кастомного софта, но студентам бы тоже получить доступ к команде их учебной группы в Teams, но при конских ценах на лицензии этого сделать будет нельзя.
-- клиенты/сообщество (поддержка клиентов, включая потенциальных и бывших -- рассылки, переписки, инциденты и т.п.): поддержка работы с сообществом в целом, абитуриентами, просвещением и т.д.. Как пример -- блог Школы в фейсбуке на почти две тысячи человек, канал поддержки курса системного мышления в телеграме на полторы тысячи человек. Тут непонятно, может ли вообще помочь MS Teams, ибо целимся в 5000 человек, тут никаких денег ни на какие лицензии за каждого человека не хватит. И это ещё при том, что "подключиться к телеграм-каналу" или подписаться на страничку в социальной сети это на раз-два, а "подключиться к Teams" превращается в приключение, требует обучения и некоторого привыкания.

Пока самое неудобное в Teams -- что на каждой работе заводят свой, и у человека их оказывается несколько с разных работ. Тимс на телефоне умеет между ними переключаться, а вот на десктопе -- только через перелогинивание между эккаунтами, и Майкрософт не хочет этого менять, ибо так угодно службам безопасности крупных клиентов Майкрософта. Этим службам безопасности я даже не знаю, что открутить, ибо "удобство работы с Teams" превращается в мучение, "одна точка контакта" превращается в кучу разных, и убогий с точки зрения возможностей телеграм резко выигрывает, ибо он один, и у всех уже есть.

Мы, у которых много курсантов и добровольцев, занятых только part time, при этом занимающихся образованием, но негосударственных очень плохо вписываемся в текущую лицензионную политику Майкрософта. Тем более, что в этой лицензионной политике некоторый бедлам (вот последний разговор на эту тему: https://www.facebook.com/alex.neznanov/posts/10207400189478995, и я там подобрал видеоиллюстрацию на тему попыток воспользоваться тамошними лицензиями на все эти майкрософтовские продукты, сервисы, бандлы, "акции" -- https://www.youtube.com/watch?v=ZlCed-6GkAM).

Так что нам тут ещё разбираться и разбираться, а потом принимать непопулярные архитектурные решения по платформам для этих трёх разных групп людей, требующих айтишной поддержки.

Встречи с волонтёрами и преподавателями теперь -- это встречи (meeting) в MS Teams, вот сегодня только двумя курсорами тыкали в один экран пару часов, обсуждали связку обучения трансдисциплинам вкупе с обучением обеспечению/enabling себя (в школе нашлось три инициативы по этому направлению: жизнь по интересам, зарешайство и андрамонтессори, так что нужно уже как-то думать о том, что это такое и как с этим зоопарком жить). Рабочий продукт отслеживания хода обучения при этом -- панель/табло уровня усвоения, её и нужно делать в AIsystant (вот поглядите, какие продукты делают для этого люди из движения Монтессори -- https://www.transparentclassroom.com/, вот и мы будем подобную штуку делать. Как она работает в цифровом детском садике Монтессори, можно поглядеть в видео защиты эссе Лии Султановой, https://www.facebook.com/liya.sultanova -- https://youtu.be/AeXV9mueoug). В среду будем обсуждать на нашей IT-группе, а потом я надеюсь на обсуждение в более широком кругу.

Я безумно рад тому, как начинают работать наши добровольцы-айтишники: в их работе чётко начинает проявляться системное мышление. И ещё они в большинстве своём прошли курс "Системный менеджмент и стратегирование", говорят про организацию на одном языке, и поэтому наши IT-проекты начинают двигаться довольно бодро.

Особая радость сегодняшнего дня -- доклад Антона Меркулова (https://www.facebook.com/anton.merkulov.79) на традиционном четверговом семинаре сообщества, он рассказал о текстовом псевдокоде архитектурного языка и выложил для общего пользования материалы. Вот видео https://www.youtube.com/watch?v=6EWUpa-5lSo, ссылка на пример модели, расширение для подстветки синтаксиса в VS Code, скрипт для проверки:
https://drive.google.com/file/d/18ktvxXfX0mgvJq0tipZc7MrKe6MMfzRg/view?usp=sharing. Это живой эксперимент ровно в том направлении, которое я уже довольно давно предлагаю: опереться на мощь современных IDE и работать в средней области спектра формальности мышления, удерживая достаточно свободный текст, но используя и точность называния и типизации объектов там, где это требуется. Я очень надеюсь, что эта инициатива получит какое-то распространение. Цена вопроса: двух часов в неделю на архитектурную работу у начальника отдела из 10 человек не хватало, если архитектуру вести в архимейте, или даже в специализированном диаграммном моделере, у которого плотность информации на странице будет много повыше. Теперь архитектура -- это текстовый файл из 300 строк, из них многие строки пустые (для пущей разборчивости), и двух часов в неделю для работы с этими 10 страницами полуформального текста вполне хватает.

Онлайн-курс системного мышления вовсю работает, поступило на курс более трёхсот человек, десятеро уже выпустились с сертификатом (статистика показывает, что прохождение курса занимает примерно два месяца, но по опыту курсеры -- отнюдь не все доберутся до его конца). Мы на следующей неделе переводим курс на другую программную платформу, а затем будем добавлять туда разные средства помощи в сосредоточении. Например, мы планируем поставить pomodoro прямо в курс, и есть ещё ряд подобных идей. Нам мало, чтобы человек пришёл на курс, нам нужно, чтобы человек его успешно закончил.

Так что у нас в Школе дистантное образование вот прямо сейчас, а не в будущем. Мы торопимся, ибо всех нам в текущих неурядицах не спасти, но кого-то делать умнее мы явно успеваем (см. нашу стратегию -- https://ailev.livejournal.com/1508030.html, мы чётко ей следуем), а интеллект на то и интеллект, чтобы что-нибудь придумывать в ситуации полной неопределённости ("Спасайся, кто может: поднимайте свой интеллект, ибо непонятно, от чего спасаться", https://ailev.livejournal.com/1505596.html).


Комментариев нет:

Отправить комментарий