среда, 25 марта 2020 г.

НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМЫ-КУЛЬТУРЫ СОХРАНЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ НОВЫХ ИДЕЙ


В Древней Греции сложилось убеждение: быть гражданином - значит быть прекрасным. Именно активное и социально обеспеченное гражданство каждого позволило достичь Греции высочайших вершин – во всестороннем развитии граждан, науке, политике, искусстве и философии, подняться до высочайшего физического и духовного уровня бескровных олимпийских игр, идеала Человека (Прометея), развиваемого многие века лучшими мыслителями Европы.

Аристотель писал: «…надо обратить внимания на то, что у любой науки и умения есть какая-то цель и эта цель - всегда некое благо: ни одна наука, ни одно умение не существуют ради зла. И если благо - цель всех умений, то очевидно, что целью высшего умения будет высшее благо. А высшее умение, несомненно, политическое искусство, так что именно целью политики будет высшее благо».

Экскурс по основам истории культуры

◙ Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме (в том числе и социальном – Дж.) идеал его рациональной сущности (И.Пригожин, «Порядок из Хаоса»). Это основа, средство для достижения, точнее движения, к более общей, высокой и главной цели социальной деятельности: сохранение и развитие нашей цивилизации и вместе с этим развитие социальной формы движения во Вселенной. (См. работы Е.Фаддеева, Э. Ильенкова, А. Урсула и В. Рубцова, Н. Моисеева).

◙ Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, это отделение политической (и инновационной – авт.) науки от нравственной (П.Шелли).

◙ Государство само никогда не является целью, оно важно только как условие, при котором может быть выполнена цель человечества, а эта цель заключается не в чем ином, как в развитии всех сил человека, в прогрессе (Ф. Шиллер). Но, как важнейшее средство сохранения и развития человека, вслед за этим оно нуждается в

соответствующей деятельности и самоотверженности каждого.

◙ Видим жизнь, какая она есть и забываем то, какой она должна быть (В.Зельдин). Поэтому часто люди не занимаются созиданием должного.

◙ В отрыве от истины совесть – не более, чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения 

(У. Черчилль). Это сильнейший, а, возможно, и окончательный аргумент против нейтральной позиции науки и ученых.

◙ …Высшее нравственное благородство в отношениях между людьми (то есть гуманизм) может осторжествовать на земле только при поддержке науки, только с ее помощью. И наоборот, наука может развиваться по пути всемирно-исторических открытий только в том случае, если она будет ориентирована на благо всех людей, если она постоянно будет сверять свой путь с компасом гуманизма.…Это значит в конце концов, что наука (рассудок) объявляется средством осуществления моральных целей, способом конкретизации (воплощения) морального начала (по Канту – авт.) (Э. Ильенков, «Гуманизм и наука»).

◙ «…Переход «единичного и случайного» во «всеобщее» отнюдь не редкость в истории, а скорее даже и правило. В истории – и не только человечества с его культурой – всегда происходит так, что явление, которое впоследствии становится всеобщим, вначале возникает именно как единичное «исключение из правила», как аномалия, как нечто частное и частичное. Иным путем вряд ли и может возникнуть хоть что-либо новое (Э.Ильенков, «Философия и культура»).

◙ Научное мышление свергло бога, но вообразило себя творцом человеческой цивилизации, хотя на самом деле было и остается в лучшем случае помощником. Помощником умным и могучим, если ученое сословие достаточно хорошо поняло свою действительную роль в развитии всей человеческой культуры и действительную роль действительно выполняет. «Помощником» в тех случаях, когда его работа начинает руководствоваться ложным самосознанием, т.е. ложным сознанием своей роли и функции. В таких случаях научное мышление, оставаясь

формально «научным», направлено против прогресса…

…наука (тем более отдельная наука…) вовсе не всемогуща и не всеведуща, а потому не имеет права возлагать на себя все титулы прежнего, опрокинутого бога. На место свергнутого бога не следует водружать нового с такими же атрибутами «всеведения» и «всемогущества». …Наука (научное мышление), есть на самом деле не творец и автор всего совершающегося, а лишь образованный референт-ответчик при действительном «творце истории» - при человеке, понимаемом как «совокупность всех общественных отношений», как действительный конкретно-исторический «ансамбль» всех реально живущих, т.е. реально творящих жизнь индивидов (Э.Ильенков, Философия и культура»).

Этот «…действительный «творец истории» в современных условиях практически не только «обесточен», но и совершенно не организован для развития и реализации социальной инициативы, очень важной для позитивного развития личности и социума. В таких условиях Человек не только не может расти, достигать и развивать идеал своей рациональной сущности, но является плохим помощником науке. Реальное и действительное развитие, в котором наука будет в полной мере выполнять свою важнейшую роль, невозможно без совершенно иной

инновационной сферы. Требования к ней, ее задачи, цели, функции и возможности, а затем и соответствующие технологию работы с идеей, ее автором-инноватором, структуру и организацию, дух ее жизни и деятельности необходимо претворять в

жизнь всеми нашими силами объединяемого для этого человечества, ради добра и развития на основе истины и умения. Тем более, что «подлинные творческие шедевры рождаются в единстве души и разума» (В. Зеланд «Трансерфинг реальности», 2004, С.185).

◙ Культура, если она управляется не сознательно, а стихийно, оставляет после себя пустыню (К. Маркс). Сейчас все более отчетливо это относится к инновационной культуре.

◙ Тому, кто не овладел наукой (и делом – авт.) добра, всякая иная наука вредит (М.Монтень). Она становится все более опасным средством разрушения, разложения и гибели разума, жизни.

◙ Для того, чтобы зло восторжествовало, u1085 нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали (Д. Кук). Или действовали, но врозь.

◙ Делай другому то (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе (В. Джелали). Активно-инициативное и достаточно самообеспеченное добро, действующее на основе познания объективных истин и созидающих идей, умения их генерировать, развивать и осваивать в интересах всех и каждого, жизни на Земле и во Вселенной – первейшее условие выживания и прогресса – личного и социального.

◙ Существование … силы, враждебной всякой власти и всякому созиданию, для меня несомненно. От меня ускользает ее удельный вес, но представляется она мне иногда грозной. Мне кажется, что дрогнет, при каких-нибудь обстоятельствах, аппарат принуждения. (Шульгин В.). Задача объединения честных людей и

деятельного их участия в жизни человечества – первейшая задача современности,

◙ …системы…основанные на элитистских (от слова – элита - авт.) предпосылках, больше не являются эффективными. В стремлении установить контроль над силами перемен, они становятся все менее продуктивными. Ведь при сверхиндустриализме демократия становится не политической роскошью, а первейшей необходимостью (Э.Тоффлер). Однако, система постоянно действующей демократии, очень трудно воспринимается всеми слоями и секторами общества.

◙ Высшие формы психизма физически требуют крупных мозгов (П. Тейяр де Шарден). Следовательно, и активного социального интеллекта, реализуемого на базе и с помощью системы и культуры сохранения и активизации новых идей, сориентированной на пользу, а не на выгоду.

◙ Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Бруно Ясенский).

◙ Человек никогда не сделает ни одного шага в направлении, которое, как он знает, бесперспективно. Вот он как раз тот недуг, который нас беспокоит. К такому же выводу пришел и А. Швейцер, человек высокой нравственной культуры, самоотверженно служившим людям и человечеству: «Лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях общественный прогресс».

Таким образом, велением времени является необходимость ориентировать систему образования стран Европы на инновационные факторы развития, стимулировать средства массовой информации к широкомасштабной

воспитательной работе в направлении освоения инновационного мировоззрения. В условиях резкого повышения вооруженности человека знаниями, умениями и ресурсами социальные системы становятся чрезвычайно могущественными, что при нынешнем отставании и даже разрушении социальных традиций и моральных

устоев может представлять не только благо, но и большую опасность. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть этические аспекты формирования инновационной культуры. Одновременно следует создавать институциональные и информационные возможности духовного раскрепощения творческих личностей, а

также условия сохранения и активизации новых идей. (Роль международных организаций в развитии общеевропейского научно-технического пространства// Материалы межд. симпоз. в рамках реализации решений Всемирной конф. по науке (Будапешт, 1999 г.)

Джелалі В. І., Недялков Г. Ф. Необходимость системы-культуры сохранения и активизации новых идей// Наукове видання.- Матер. ХXIV ВСЕУКРАЇНСЬКої НАУКОВої КОНФ.МОЛОДИХ ІСТОРИКІВ НАУКИ, ТЕХНІКИ І ОСВІТИ ТА СПЕЦІАЛІСТІВ за темою: «НАУКА ЯК ФЕНОМЕН НАЦІОНАЛЬНОЇ КУЛЬТУРИ» .- К. – 2019р. - 254с.- С. 63-66 


e-mail: dzelali@ukr.net, prometej2003@ukr.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий