НАСА прекрасно понимала…
«НАСА прекрасно понимала, что снимки являются важнейшим документальным материалом, и приложило много усилий, чтобы научить астронавтов фотографировать. Поэтому астронавты на земле провели немало часов, упражняясь в фотографировании той техникой, что была в их распоряжении на Луне, и истратили на эти упражнения сотни метров плёнки. Астронавты летели прекрасно подготовленными к фотографированию. В NASA сделали все от них зависящее, чтобы фотографии с Луны были качественными. Фотокамеры закупили у шведской фирмы "Hasselblad" - лучшие в мире среднеформатные фотоаппараты. Кстати, размер кадра у этих аппаратов составлял 60х60 мм. А у большинства любительских аппаратов размер кадра - всего лишь 24х36 мм. Ясно, что чем больше кадр, тем больше деталей можно зафиксировать на фотографии. Выдержка при фотографировании на Луне была приблизительно так же коротка, как на Земле (хорошая освещённость, светочувствительная плёнка), так что дрожанию неоткуда было взяться. Плёнки на обучение не жалели: за время тренировок астронавты сделали сотни снимков», - так пишут авторы [1, 2]:
На илл.1а,б показаны астронавты, на груди у которых закреплены камеры «Хассельблад» и сама эта камера. Были у астронавтов и кинокамеры, и телекамеры (илл.1в). Вот, например, как были снаряжены астронавты А-11 по описанию НАСА [3]: «Обеспеченность камерами на А-11 была вполне исчерпывающей. В дополнение к обычным ТВ и узкоплёночным кинокамерам, была также специальная камера для съёмки стереоскопических снимков Луны с близкого расстояния. И, конечно, сам важными были три камеры «Хассельблад»». Судя по последним словам, эти камеры были для астронавтов основным средством для фотографии. И, действительно, ниже мы на очень многих снимках увидим неизменно закрепленные на груди у астронавтов «Хассельблады». Существует специальный сайт [4], который называется: атлас снимков, снятых камерой "Hasselblad". На этот сайт выложено более 20 тысяч снимков.
Илл.1. а) астронавты с фотокамерами “Hasselblad” на тренировке;
б) лучшая в мире среднеформатная фотокамера “Hasselblad” - вооружение астронавтов
в) 16-мм кинокамера, закреплённая в окне лунного модуля
Итак, мы теперь знаем, что астронавты, собираясь на Луну, хорошо подготовились к фотографированию. Плёнки на их обучение не жалели, ну, значит, и спрос с них, что называется, будет «по полной мере». Будем ожидать, что они предъявят нам фото-, кино- и телеинформацию и более качественную, и более разнообразную по содержанию, чем та, что передали в архивы НАСА автоматические фотографы.
Но, чтобы иметь возможность критически изучить эту информацию, нам необходимо познакомиться с тем, что умели в то время делать многочисленные автоматические космические аппараты (ниже, иногда называемые кратко - «автоматы»).
В годы, предшествовавшие полётам «Аполлонов», и СССР, и США запустили сотни искусственных спутников Земли (ИСЗ) и направили к Луне десятки автоматических посланцев [5-17]. Они передали на Землю множество телевизионных изображений и Земли, и Луны. Что досталось ученым от автоматических фотографов? Анализ того, чего достигли автоматы, позволит нам более объективно оценивать информацию НАСА.
Что досталось от автоматических фотографов?
С 1966 года автоматы передавали изображения Земли полным планом
Первые изображения Земли полным планом были получены в 1966 году от высотных ИСЗ, запускавшихся на орбиты с высотой ~ 20-50 тыс.км. (илл.2). Вот что писал об этом авторитетный научный журнал в начале 1970 года [6, с. 31].
«Первые глобальные телевизионные изображения Земли с высот 18000-29000 км были получены с (советского – А.П.) искусственного спутника «Молния-1» 30 мая, 9 июня и 21-23 ноября 1966 года. Были получены первые цветные телевизионные изображения Земли из космоса. 9 декабря 1966 года с американского спутника «АТС-1» также было получено глобальное телевизионное изображение Земли. Он находился на высоте 35800 км. 5 ноября 1967 года со спутника АТС-3 удалось получить глобальное цветное телевизионное изображение. Оригинальные глобальные фотографии земного шара были доставлены на Землю (советской – А.П.) автоматической станцией «Зонд-5» в сентябре 1968 года. Весьма интересные глобальные цветные фотографии земного шара доставлены на Землю «Зондом-7» в августе 1968 года».
Илл.2. Виды Земли, снятые автоматическими космическими аппаратами до полётов «Аполлонов»:
а) американским ИСЗ АТС-1, декабрь 1966 (35800 км);
б) американским ИСЗ АТС-3 , январь 1968 г. (41 300 км)
в) советским автоматическим кораблём «Зонд-5», сентябрь 1968 г. (90000 км),
г) советским автоматическим кораблём «Зонд-7», август 1969 г. (70000км),
на вставке вверху в тексте - американский ИСЗ АТС-3, передавший цветное глобальное изображение Земли за год до полёта первого «лунного» «Аполлона»
Таким образом, ко времени полёта «лунных» «Аполлонов» и в СССР, и в США глобальные снимки Земли стали обычным делом. Астронавты здесь мало что могли добавить нового.
С 1964 года американские автоматы приступили к съёмке лунной поверхности.
В 1964-1968 г.г. НАСА, если считать только успешные попытки, направила на Луну и вокруг Луны общим числом 13 лёгких автоматических аппаратов типа «Рейнджер», «Орбитер» и «Сервейер» [5-17].
«Рейнджеры»
После ряда неудач, американцы в 1964-1965 г.г. сумели попасть в Луну тремя космическими аппаратами типа «Рейнджер» (илл.3а). (СССР «попал» в Луну пятью годами раньше). «Рейнджеры» (№№7,8 и 9) падали на Луну и во время падения в течение примерно 20 минут передавали на Землю изображения приближающейся лунной поверхности. Большое число таких изображений опубликовано на сайте [11а]. На каждом «Рейнджере» имелось по шесть телекамер [11б,в].
Илл.3. Аппарат типа «Рейнджер» и два изображения лунной поверхности, переданные телекамерами А и В «Рейнджера-8»
Две телекамеры (обозначаемые, как А и В) поочерёдно передавали достаточно качественные изображения (А….В….А….В….А….В). Два таких изображения показаны на илл.3б, в. «Рейнджеры -8 и 9» передали соответственно 540 и 440 таких изображений. Камера А снимала при угле обзора 23°, камера В - при угле 8,4°. Для сравнения - угол зрения человека ~ 50-60°.
Хотя время экспозиции (точнее, телевизионного сканирования) каждого такого изображения было весьма коротким (1/200 с), интервал между соседними кадрами для одной телекамеры (например, для последовательности кадров А…А…А…) был достаточно велик - 5 секунд. Мы видим таким образом, что при телепередачах с далёкого расстояния для получения удовлетворительного качества изображения требуется некоторое, не очень малое время. Причина этого факта станет ясна немного ниже. Итак, каждая из «качественных» камер А и В посылала на Землю одно изображение за 5 секунд. Это число (1 кадр за 5 секунд) встретится нам при анализе снимков, предъявленных НАСА от имени «лунных» «Аполлонов».
Работая поочерёдно, две камеры «Рейнджеров» обеспечивали посылку на Землю телеизображений неплохого качества (илл.3б,в) каждые 2,5 секунды. Зафиксируем в памяти эту «способность» «Рейнджеров». Это также пригодится нам при обсуждении полётов «Аполлонов».
На «Рейнджерах» были установлены и четыре более быстродействующие камеры (так называемые Р - камеры). Основная их роль заключалась в быстрой съёмке изображений перед самым падением аппарата на лунную поверхность. Для того чтобы они как-то справились с этим «поручением», их угол зрения был заужен и составлял от 2° до 6°: в 100 раз меньше по площади кадра, чем у камеры А. (Чтобы представить, насколько это узкий «кругозор», напомним, что угловой размер Солнца на нашем небе равен 0,5°). И, всё равно, спешка, без которой не могли «обойтись» Р - камеры при передаче изображения, сказалась на его качестве. На илл.4а,б показаны два кадра, снятые аппаратом «Рейнджер-8» за доли секунды до падения. Если на предпоследнем кадре (илл.4а) ещё видны крупные детали, то на последнем кадре, переданном с высоты 160 м всего за 0,1 секунды до падения, кроме строк телевизионной развёртки экрана практически ничего не видно (илл.4б). То есть аппарат изображение снял, но качественно передать его не успел. Подчеркнём это важное для дальнейшего изложения обстоятельство: при телепередаче изображения из космоса, осуществляемой с достаточно большого расстояния, на качество передаваемого изображения влияет не только качество съёмки этого изображения, но и время, отведённое для его передачи по телеканалу на Землю (см. приложение к этой главе). Знание этого факта пригодится нам при анализе снимков, предъявленных НАСА от имени астронавтов «лунных» «Аполлонов».
Илл.4. Два изображения лунной поверхности, снятые быстродействующими Р-телекамерами «Рейнджера-8» перед падением
«Сервейеры»
В 1966 г., вслед за СССР американцы осуществили первую мягкую посадку на Луну своего автоматического аппарата под названием «Сервейер». Всего с 1966 г. по 1968 г. американцы посадили на Луну пять таких аппаратов. Как сообщалось, «Сервейеры» передали на Землю десятки тысяч изображений лунной поверхности. Большинство из этих изображений, как можно понять из [9], сделаны уже после посадки аппаратов. К сожалению, из упоминаемых десятков тысяч снимков, автору и его коллегам удалось найти лишь несколько, так что подтверждения информации о высокой производительности «Сервейеров» по части передачи изображений не имеется. Зато славно поработали на ниве фотографирования лунной поверхности пять других автоматических разведчиков Луны.
«Орбитеры»
а) спутник «Лунар Орбитер»
б) примерный вид орбиты «Орбитера»
В 1966-1967 г.г., вслед за СССР, американцы приступили к запуску своих окололунных спутников. Было запущено 5 спутников типа «Лунар Орбитер» (илл.5а). Ниже они называются кратко - «Орбитер». Основной задачей «Орбитеров» была съёмка лунной поверхности. Вот что говорят об этой программе сами американцы. «Программа «Лунар Орбитер» была одной из самых успешных программ, когда-либо проводившихся... Картирована вся поверхность Луны. 30 лет спустя фотографии «Лунар Орбитеров» остаются важнейшим материалом для изучения поверхности Луны».
«Орбитеры» кружились вокруг Луны по довольно вытянутым эллиптическим орбитам (илл.5б). Ниже всего спускались к лунной поверхности «Орбитеры-1,2 и 3» - всего на 50 км. А «Орбитеры - 4 и 5» поднимались над Луной на высоту более 6000 км. Поэтому «Орбитеры» могли снимать как всю Луну целиком с большой высоты, так и небольшие участки лунной поверхности, пролетая над ними на малой высоте.
На илл.6а показан красивый вид части лунного шара, снятый «Орбитером-1» 2 мая 1966 года. На илл.6б показан вид среднего плана - кратер Коперник диаметром примерно 100 км, снятый «Орбитером-5», а на илл.6в показан совсем небольшой участок лунной местности с пространственным разрешением 50-60 м, также снятый «Орбитером-5». Практически все снимки «Орбитеров» отличаются высоким фотографическим качеством. Всего «Орбитеры» передали на Землю примерно 2000 изображений лунной поверхности [13г]. При таком количестве снимков ничто не мешало НАСА оставить часть неопубликованными, чтобы затем представить их от имени астронавтов. Оперируя снимками «Орбитеров», НАСА могла бы продемонстрировать, что видели астронавты, и на подлёте к Луне (илл.6а), и кружась по окололунной орбите (илл.6б), и спускаясь в своих лунных модулях на лунную поверхность (илл.6в).
А в августе 1966 года американский окололунный спутник «Орбитер - 1» «освоил» новую тему в космических снимках: он продемонстрировал землянам, как выглядит их родная планета на фоне лунного горизонта (илл.7). Впервые земляне увидели свою планету на чужом небе. Аналогичные снимки на эту же тему представят от своего имени и астронавты "Аполлонов".
Обратите внимание на один важный для последующего анализа снимков «Аполлонов» момент. На части снимков, переданных «Орбитерами», заметны продольные полосы (илл.7). Это следы работы устройства, которое сканировало (считывало) фотографии на борту «Орбитеров» для последующей их телепередачи на Землю (см. приложение). Но этот «автограф» на многих снимках, полученных от «Орбитеров», или выражен очень слабо, или вообще не заметен (илл.6). Следовательно, американцы, когда они это считали необходимым, могли получать от «Орбитеров» и совершенно чистые снимки, то есть такие же, какие делали бы астронавты своими фотоаппаратами, окажись они на окололунной орбите.
Советские «Зонды»
Свой вклад в тему «Земля над лунным горизонтом» внесли и упоминавшиеся выше советские автоматические «Зонды». Только «Зонды» снимали не восходы Земли, а заходы, что в данном случае не очень важно [7]. Расскажем о них немного подробнее, поскольку «Зонды» были соперниками «Аполлонов». Кроме того, мы будем сопоставлять информацию, представленную астронавтами также и с информацией, переданной и доставленной «Зондами».
«У «Союзов» - лунное начало» - так называется одна из глав книги [18] известного ветерана советской космической программы, академика РАН Чертока Б.Е. Ныне всемирно известный корабль «Союз» создавался именно под задачу пилотируемого облёта Луны.
По советскому проекту [19-21] ракета «Протон» (илл.9а) доставляла к Луне двухместный корабль "Союз-7К-Л1" (илл.8б). Его беспилотный вариант как раз и назывался «Зонд». Чтобы не ставить под угрозу жизнь космонавтов, СССР «обкатывал» в беспилотном автоматическом варианте тогда ещё совсем новый космический корабль. «Зонды» запускались к Луне и облетали её без выхода на окололунную орбиту и возвращались на Землю (илл.8в), [5, с. 160-161], [7].
В ноябре 1968 года, «Зонд-6», облетая Луну, сделал снимок захода Земли за лунный горизонт (илл.9а). В августе 1969 года аналогичный, но цветной снимок сделал «Зонд-7» (илл.9б). В октябре 1970 года Луну облетел «Зонд-8». Он передал чёрно-белые изображения захода Земли (илл.9в).
Несколько слов о том, как снимки, сделанные «Зондами», оказались на Земле в руках исследователей. «Орбитеры», как отмечалось, передавали свои изображения по телеканалу. В случае «Зондов» такой необходимости не было. Дело в том, что Советский Союз, в отличие от США, смог решить задачу возвращения на Землю межпланетных космических автоматических аппаратов, входящих в атмосферу Земли со второй космической скоростью (11 км/с). Впервые это было сделано как раз с «Зондами». Поэтому отснятая «Зондами» фотоплёнка вместе с ними возвращалась на Землю.
* * *
Итак, ко времени начала полётов «лунных» «Аполлонов» автоматические космические лунные фотографы «подготовили» очень обширный и разнообразный архив снимков по «лунной» тематике. Архивы НАСА были полны изображениями разных видов Луны и отдельных участков лунной поверхности. Общее число изображений лунной поверхности, переданных «Рейнджерами» и «Орбитерами», превышет 3000. И если бы американские астронавты и не летали к Луне, у НАСА всё равно была возможность предъявить от их имени многочисленные снимки Луны и лунной поверхности, сделанные автоматами.
Теперь, вооружённые полученными знаниями, мы можем приступать к изучению материалов полёта «лунных» «Аполлонов».
Автор, однако, очень рекомендовал бы читателю, прежде чем открыть страницы следующего раздела, потратить ещё немного времени на знакомство с основами двух методов космического телевидения, которые применялись (и применяются) для передачи изображений из далёкого космоса. Понимание этих основ очень пригодится при изучении иллюстративных материалов, представленных от имени астронавтов «лунных» «Аполлонов».
Приложение. О двух методах дальнего космического телевидения
Прямая телепередача: высокая оперативность и проблемы с качеством изображения
«Рейнджеры» работали по методу прямой телепередачи, когда телекамера формирует изображение, а электрический сигнал с неё через антенну аппарата передаётся на Землю.
Огромные космические расстояния, которые приходится преодолевать радиоволнам, ослабляют приходящий сигнал и создают трудности в его приёме. Да и мощность радиопередатчика, установленного на спутнике в огромное число раз меньше мощности радиопередатчика любой земной телестанции. Поэтому телесигнал, приходящий с космического аппарата, очень слаб и «тонет» в шумах радиопомех.
Одним из самых действенных способов их преодоления является увеличение времени передачи телеизображения. Изображение одного и того же передаётся на Землю с космического аппарата многократно. И чем больше таких повторов, чем больше время передачи одного кадра, тем выше качество принимаемого изображения. Например, передача на Землю цветного снимка высокого качества (илл.2б) спутником ATS-III занимала 21 минуту.[см. источник илл.2б]
Кадры на экране домашнего телевизора меняются до 50 раз за 1с. При такой частоте глаз не замечает отдельных кадров и видит непрерывно меняющееся изображение. А вот передавать телекадры с такой же частотой с Луны не получится, потому что шумы заставляют передавать один и тот же кадр многократно. Поэтому передавать отдельные телекадры с Луны при вполне приличном качестве можно, а вот передать с Луны непрерывный телефильм с удовлетворительным качеством изображения практически очень трудно, если не невозможно. Собственно лунные автоматы (и американские «Орбитеры», и советские «Зонды») это и показали: они передали на Землю много хороших отдельных кадров с видами Луны, но не «прислали» землянам ничего похожего на фильмы с разворачивающимися видами Луны.
Теперь понятно, почему камеры А и В «Рейнджеров» передавали свои изображения 1 раз за 5 секунд, то есть в 250 раз медленнее, чем это имеет место в наших земных телепередачах. Изображения от камер Р этого аппарата передавались в более быстром темпе, но для того, чтобы это сделать, пришлось резко ограничить поле зрения их объективов (до 100 раз) по сравнению с камерами А и В. Тем самым уменьшался объём информации, который они должны были передать. И, всё равно, качество изображений от более быстрых Р-камер явно проигрывает качеству изображений более «неторопливых» камер А и В (илл.3). А уж когда передача последнего кадра была прервана падением аппарата на Луну, то качества не получилось вовсе (илл.4): не хватило времени на повторение изображения и оно «утонуло» в шумах.
Была ли у создателей «Рейнджеров» возможность «попросить» камеры работать помедленнее, зато с лучшим качеством? Нет, потому что «Рейнджеры» падали на Луну, и на весь телесеанс им отводилось всего 20 минут.
Итак, метод прямой телепередачи обеспечивает максимально возможную оперативность передачи изображений. При этом качество отдельного изображения улучшается при увеличении времени его передачи. Кроме того, при прочих равных условиях качество улучшается при уменьшении площади передаваемого изображения.
Фототелевизионная методика: работает медленно, но с высшим качеством изображения
«Орбитеры» передали на Землю информацию гораздо более ценную, чем «Рейнджеры». В отличие от падающих «Рейнджеров», которым был отведён срок активной работы всего 20 минут, «Орбитеры» работали на окололунной орбите около 1 года. Так что «Орбитеры» могли не «торопиться». Но от «Орбитеров» требовалось максимально высокое качество передаваемого изображения, ведь они были «картографами». А для обеспечения высокого качества передаваемого изображения применяется так называемая фототелевизионная методика.
По этой методике изображения фотографируются на фотопленку. Затем фотоплёнка проявляется, сушится и поступает в оптическое считывающее устройство, которое просвечивает плёнку тонким лучом света и, с помощью фотоэлемента, формирует электрические сигналы, несущие информацию об этом изображении. И уже эти сигналы через антенну «Орбитера» «не спеша» передаются на Землю. Качество принимаемого изображения получается гораздо лучшим, чем при прямой телепередаче.
Но вся эта процедура требует много времени. В результате, если «Рейнджер» (прямое ТВ) успевал за 20 минут падения передать несколько сот изображений (1 кадр в 5 секунд), то «Орбитеру» для передачи примерно такого же количества изображений требуется две недели (1 кадр в 50 минут!). То есть в данном примере фототелевизионная методика работала в 600 раз медленнее, чем методика прямой телепередачи.
Киноплёнку с окололунной орбиты для НАСА могли доставить только астронавты
Отметим одно очень важное следствие из того, что мы узнали о прямом методе: с его помощью непрерывный телефильм с Луны не передашь. Очень сомнительно, что это можно сделать и с помощью фототелевизионной методики. Кинолента с пятнадцатиминутным фильмом состоит из тысяч отдельных кадров, тогда как в течение двух недель «Орбитеры» передавали всего несколько сот кадров.
Таким образом, автоматические космические аппараты могли передать с Луны вполне качественные отдельные изображения, но не могли показать «кино».
«Кино с Луны» можно было увидеть только в том случае, если:
а) сначала на месте действия снимается кинофильм на кинокамеру и затем
б) киноплёнка доставляется на Землю, где просматривается обычным образом.
Вернуть на Землю плёнку могут и специально созданные возвращаемые аппараты и, человек, если он побывал около Луны. Советские «Зонды», о которых писалось выше, побывав около Луны, возвращались на Землю и доставляли отснятую фотоплёнку. НАСА же ни разу не сообщала о подобных достижениях в области космической автоматики. Но НАСА сообщила, что её астронавты совершили два успешных полёта вокруг Луны (А-8 и А-10) и шесть раз высадились на Луну. Они брали с собой кинокамеры, и телекамеры [3].
Раз так, то у нас есть все основания ожидать, что мы найдём в опубликованных материалах НАСА богатую коллекцию качественных кинофильмов об их полётах к Луне и вокруг Луны.
Поэтому мы будем очень внимательно изучать соответствующие названной теме кино- и теле- материалы, представленные НАСА от имени астронавтов (или фиксировать их отсутствие).
Что умели автоматы
Подытожим кратко то, что мы узнали о тогдашних возможностях автоматических космических аппаратов:
Автоматы передали на Землю тысячи изображений Земли и Луны (ИСЗ, «Рейнджеры», «Орбитеры», «Зонды»).
1.Наиболее оперативную передачу изображений от Луны обеспечивали «Рейнджеры», передававшие телеизображения в прямом эфире. При работе двумя телекамерами они могли передавать вполне удовлетворительные изображения в режиме слайд-шоу с частотой 1 кадр в 2,5 секунды. Увеличение скорости передачи отрицательно сказывалось на качестве передаваемого изображения.
2.Наиболее качественные изображения от Луны передавались «Орбитерами» по фототелевизионному методу. Однако этот метод характеризуется очень низкой оперативностью.
3. Судя по всем известным от НАСА данным, американские автоматические космические аппараты не передавали на Землю телефильмы с окололунных орбит и не доставляли на Землю кино- или видеоплёнки (это согласуется с общими представлениями о возможностях тогдашней американской космической техники). Для астронавтов же, если они действительно были около Луны, доставка на Землю отснятых кино- а также видеофильмов не составляла бы проблем.
Используемые в разделе печатные источники и сайты Интернета
1. «Были ли американцы на Луне?» Ю. Красильников http://menonthemoon.narod.ru/photos_2_13.html
2. В.Яцкин, Ю.Красильников. «Летали ли американцы на Луну?» http://www.skeptik.net/conspir/moonhoax.htm
3. APOLLO-11 HASSELBLAD CAMERAS http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/a11-hass.html
4. Lunar and Planetary Institute http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/apollo/catalog/70mm/
5. Маленькая энциклопедия. Космонавтика. Под ред. академика В.П. Глушко. М.: СЭ, 1970, с.с. 157-161, 261-274, 305-306, 389-390, 403-404
6. «Земля и Вселенная», 1970, №1
7. Ежегодник БСЭ за 1969 год http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ejeg/1969/69.html - Зонды-5 и 6
за 1970 год http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ejeg/1970/70.html - Зонд-7
за 1971 год http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ejeg/1971/71.html - Зонд-8
Soviet Moon Images http://www.mentallandscape.com/C_CatalogMoon.htm - фотографии, переданные и доставленные советскими лунными стациями
8. http://www.skeptik.net/conspir/append3.htm - исследование Луны автоматическими аппаратами в 1958-76 гг.
9. К. Гэтланд, Космическая техника, М.Мир, 1986, гл.9 http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/getlend/09.html
10. НАСА http://nssdc.gsfc.nasa.gov/planetary/lunar/ranger.html - краткая информация о программе «Рейнджер»
В том числе http://nssdc.gsfc.nasa.gov/database/MasterCatalog?sc=1966-073A краткие сведения об «Орбитере-1»
11. Фотографии Луны («Рейнджер»):
В том числе, общая информация о программе «Рейнджер» и об устройстве аппаратов:
б) http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/ranger/book/4/ - отчёт НАСА по Рейнджеру-8
в) http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/ranger/book/5/ - отчёт НАСА по Рейнджеру-9
12. http://nssdc.gsfc.nasa.gov/planetary/lunar/lunarorb.html - краткая информация о программе « Орбитер»
13. Атлас фотографий Луны на основе снимков «Орбитеров»
а) http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/lunar_orbiter/ в том числе, общая информация о программе «Орбитер»
г) http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/lunar_orbiter/book/table1.shtml - таблица основных данных об «Орбитерах»
д) http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/lunar_orbiter/book/introduction.shtml - об устройстве спутника
е) консолидированный лунный атлас - фотографии изо всех источников http://ilewg.lpi.usra.edu/resources/cla/
14. НАСА http://nssdc.gsfc.nasa.gov/planetary/lunar/surveyor.html – информация о программе запусков американских автоматических аппаратов для мягкой посадки на Луну типа «Сервейер» (1966-1968 гг)
16. http://nssdc.gsfc.nasa.gov/database/MasterCatalog?sc=1968-001A
17. Подробно на русском о «Сервейерах: http://cmail.info.kuzbass.net/~space/Surveyor.htm
18. Черток Б.Е. Ракеты и люди. М.: Машиностроение, 1999., кн. 3., гл.5. http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/chertok/kniga-3/5-1.html
19. Первушин А. Битва за звёзды. М., «АСТ»,2003, 831 с. (см. с. 334-337)
20. http://kuasar.narod.ru/history/ussr-moon-program/lk-700.htm - подробное описание советской лунной программы
21. http://www.skeptik.net/conspir/append4.htm - советские программы лунных пилотируемых полетов
22. Энциклопедия «Космонавтика». Под научной ред. академика Б.Е. Чертока. М.: Аванта+, 2004, 446 с
Ссылки на иллюстрации, используемые в тексте
2. а) [6, с.33] б) http://history.nasa.gov/SP-168/p2a.jpg и http://history.nasa.gov/SP-168/section1.htm
б) рисунок автора на основании [13д]
б) http://photojournal.jpl.nasa.gov/tiff/PIA00094.tif, описание http://solarviews.com/cap/moon/coper2.htm
в) http://nssdc.gsfc.nasa.gov/planetary/lunar/lo5tychoh.gif и http://nssdc.gsfc.nasa.gov/planetary/lunar/lunarorb.html
9. [7]
Комментариев нет:
Отправить комментарий